САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июн - РАПСИ, Михаил Телехов. Запись скрытой аудиофиксации разговора фигурантов дела запрещенной в России террористической организации "Сеть" направлена на фоноскопическую экспертизу, передает корреспондент РАПСИ из 224 гарнизонного военного суда, где проходят выездные заседания Московского окружного военного суда (МОВС).
У обвиняемых в подготовке вооруженного мятежа и насильственного захвата власти гражданина Казахстана Виктора Филинкова и петербуржца Юлия Бояршинова прямо в зале суда были взяты образцы голосов.
Прослушка под сомнением
МОВС назначил эту экспертизу по ходатайству Филинкова и его адвоката Виталия Черкасова. "У нас есть сомнения в принадлежности голосов обвиняемым. Тем более, что прослушку устраивал Бондарев (сотрудник Управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Константин Бондарев - прим. ред.), а он, участвуя в первых допросах Филинкова, оказывал на него физическое воздействие, выбивая признания, от которых впоследствии тот отказался", - пояснил Черкасов.
Ранее большинство фигурантов этого дела заявляли, что подвергались пыткам на первых допросах.
Запись разговора Филинкова и Бояршинова - одна из ключевых улик обвинения, и обвиняемые надеются с помощью экспертизы вывести это вещественное доказательство из дела. "В деле есть расшифровка этой записи. Если ее слушать, то непонятны целые куски, а следователь каким-то образом их восстановил. Кроме того, он очень неточен. Звучит одно слово, а он пишет другое. Ну и нет уверенности, что это наши голоса", - пояснил суду Филинков.
Несмотря на такую активную позицию защиты, прокурор поддержала ходатайство обвиняемых и адвоката, пояснив, что запись сделана законно, и что она подтверждает факт совершения подсудимыми преступления.
МОВС направил аудиозапись в Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, указав в своем определении, что на предварительном следствии такая экспертиза не проводилась.
Доказательства от ФСБ
Черкасов заявил, что удовлетворен решением суда относительно этой аудиозаписи. "Последнее время проявилась такая практика, что все, что исходит из ФСБ, априори является доказательством. В деле много нарушений со стороны следствия. Есть допросы одного и того же фигуранта сотрудниками разных региональных управлений, которые совпадают вплоть до орфографических ошибок. Есть протоколы об осмотре изъятых компьютеров, жестких дисков, телефонов, в которых нет подписей якобы присутствовавших технических специалистов. И если бы не защита, суд бы не обратил на это внимание", - пояснил Черкасов.
На заседании прошли допросы оперативных сотрудников и технических специалистов Управления ФСБ по Пензенской области, которые подтвердили свое присутствие во время осмотров изъятой техники и жестких дисков, и объяснили отсутствие подписей забывчивостью и занятостью. При этом, оперативный сотрудник ведомства Валерий Токарев пояснил, что обращая внимание на формальные ошибки, защита пытается поставить под сомнение объективность обнаружения в памяти устройств "Свода "Сети", а также Положения организации. "Хочу отметить, что фигуранты пензенской части дела "Сети" признают факт хранения на изъятых у них устройствах этих документов. Они отрицают степень своего ознакомления с ними, оспаривают их содержание, но не факт того, что хранили их", - пояснил Токарев.
Мятежи и взрывы
Следствие обвиняет членов "Сети" в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе), Бояршинову еще вменяется часть 1 статьи 222.1 УК РФ (хранение взрывчатых веществ).
По данным следствия, фигуранты состояли в петербургской ячейке "Сети", которая называлась "Марсово поле". По версии следствия, члены организации планировали мятежи и взрывы во время президентских выборов или Чемпионата мира по футболу, а также готовились оказывать вооруженное сопротивление властям.
Восемь фигурантов этого дела были задержаны в Пензе. Это Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский, Егор Зорин, Василий Куксов, Андрей Чернов, Михаил Кульков и Максим Иванкин.
Трое были задержаны в Петербурге. Филинков отрицает свою вину. Бояршинов признает, отмечая при этом, что пришел в организацию как антифашист, и постарался выйти из нее, когда ему показали "Свод", где говорилось о создании боевых ячеек, чтобы "воздействовать на органы власти мятежами и терактами".
Третий участник петербургской ячейки Игорь Шишкин также признал свою вину и был приговорен МОВС к 3,5 годам лишения свободы.
"Свод "Сети" состоит из 20 страниц, в нем излагаются основные цели и задачи террористической организации. Сейчас фигуранты оспаривают содержание, предъявляемое обвинением, говоря, что когда они знакомились с этим документом "там ничего такого, террористического, не было".