САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Местные религиозные организации, зарегистрированные в конкретном муниципальном образовании, могут осуществлять миссионерскую деятельность за его пределами, но в границах субъекта Федерации, где находятся городское или сельское поселение, говорится в новом определении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его сайте.
Отказано в пользу заявителя
Этим определением было отказано в рассмотрении жалобы Церкви евангельских христиан-баптистов "Примирение", зарегистрированной в Йошкар-Оле (республика Марий Эл), поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требовалось вынесения итогового решения в виде постановления.
Данная Церковь была оштрафована мировым судом на 50 тысяч рублей за то, что ее миссионеры (иностранные граждане) распространяли печатную продукцию, аудио- и видеоматериалы в поселении Параньга Республики Марий Эл, расположенном примерно в 100 километрах от города Йошкар-Олы, то есть за пределами муниципального образования, где зарегистрирована религиозная организация. Вышестоящие суды оставили это решение без изменений.
Правовыми позициями КС было признано, что жалоба имеет под собой основания и что правоприменительные решения были применены к Церкви вопреки действующему смыслу поставленных под сомнения положений федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В частности, Церковь "Примирение" оспаривала пункт 3 статьи 24.2, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации только на территории субъекта в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации.
Власти и суды посчитали, что территориальная сфера деятельности Церкви "Примирение" ограничена только Иошкар-Олой, где она зарегистрирована.
Но КС указал, что по буквальному смыслу, сфера миссионерской деятельности религиозных объединений, предусмотренная законом "О свободе совести...", значительно шире, нежели территориальная сфера их основной религиозной деятельности, такой как совершение богослужений, религиозное воспитание, благотворительная и культурно-просветительская деятельность.
Не дух закона
"Это оправданно, поскольку главной целью миссионерства как раз и является расширение территориальной сферы деятельности религиозной организации. При этом формально за рамки ограничительного толкования термина "территориальная сфера деятельности религиозного объединения" выходит и присущая многим конфессиям деятельность, обусловленная традициями религиозного почитания — паломничество", — говорится в определении КС.
По мнению КС, иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность в границах субъекта Федерации, в котором находится городское или сельское поселение, где проживают члены религиозной организации.
"Иное (ограничительное) толкование данной нормы, приданное ей правоприменительными органами в деле заявителя, не только не вытекает из буквального смысла оспариваемых норм, а также из духа Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", но и приводит к нарушению свободы совести не только религиозных миссионеров, но и всех участников религиозного объединения", — утверждает КС, уточняя, что примененные в отношении заявителя решения могут быть пересмотрены с помощью механизмов и процедур, предусмотренных для исправления судебных ошибок, не исключающих, в частности, возможности подачи повторной жалобы на вступившие в законную силу решения.