САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Законодательство не предполагает увольнения нарушившего присягу сотрудника Следственного комитета (СК) РФ через два года после совершения проступка, выявленного в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Соответствующее решение было принято после проверки конституционности пункта 3 части 2 статьи 30 федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" в связи с жалобой бывшего помощника руководителя следственного управления СК РФ по Республике Калмыкия Евгения Горяева. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Уволен за нарушение присяги
Оспоренная норма гласит, что сотрудник СК РФ может быть уволен по инициативе руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета в случае нарушения присяги или совершения проступка, порочащего честь сотрудника.
Как следует из материалов дела, Горяев отвечал в управлении за материально-техническое обеспечение. Проведенная в 2017 году служебная проверка выявила неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных в 2014 году на покупку здания для размещения сотрудников одного из отделов регионального управления. Горяев был уволен за нарушение присяги через три года после выявленного нарушения. Суды отказали в удовлетворении его требований о восстановлении на службе, сославшись на оспариваемую норму и на часть 8 статьи 28 вышеупомянутого закона, которая гласит, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, выявленного в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности. То есть, суды отказались признать нарушение присяги дисциплинарным поступком, а его увольнение за нарушение присяги, соответственно, дисциплинарным взысканием.
Горяев посчитал, что оспариваемая им норма противоречит Конституции РФ, поскольку позволяет уволить сотрудника СК РФ за нарушение присяги в том числе по истечении срока, предусмотренного для увольнения за дисциплинарное взыскание, не приводя при этом в правоприменительных документах формулировку основания увольнения в полном объеме, то есть не указывая на совершение им проступка, порочащего честь сотрудника.
Нарушение присяги — дисциплинарный проступок
КС в своем решении напомнил, что в соответствии с действующим правовым регулированием присяга принимается государственными служащими, от которых в силу специфики осуществления ими публичных функций требуются не только профессионализм, но и готовность к несению службы в особых условиях, что предполагает обладание такими личностными качествами, которые дают им возможность при любых обстоятельствах, в том числе несмотря на потенциальную угрозу для их жизни и здоровья, действовать в интересах каждого человека, общества и государства.
КС отметил, что в действующем законодательстве о государственной службе, и прежде всего в законодательных актах, регулирующих прохождение службы в правоохранительных органах, закреплены положения, в силу которых нарушение присяги является дисциплинарным проступком. Прямое указание на это отсутствует лишь в законе о Следственном комитете, а также в законодательстве, регулирующем прохождение службы в прокуратуре и таможенных органах. Но по мнению КС, правовые последствия нарушения присяги должны быть одинаковыми для всех независимо от вида службы, и нарушение присяги сотрудника СК РФ и дисциплинарный проступок имеют общую правовую природу.
"Следовательно, ответственность за нарушение присяги сотрудника СК РФ, а именно применение санкции в виде увольнения со службы на основании пункта 3 части 2 статьи 30 федерального закона "О Следственном комитете РФ", тождественна дисциплинарной и требует соблюдения положений статьи 28 названного закона. В противном случае нарушались бы вытекающие из Конституции РФ общие принципы юридической ответственности", — говорится в материалах суда.
КС постановил, что оспоренные нормы соответствуют Конституции РФ, поскольку не предполагают увольнения сотрудника СК РФ, нарушившего присягу, без соблюдения сроков наложения дисциплинарного взыскания.
Дело Горяева подлежит пересмотру.