САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 авг — РАПСИ, Михаил Телехов. Суды должны иметь возможность снизить размер компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем исключительного права на один товарный знак, с учетом таких обстоятельств, как характер допущенного нарушения и материальное положение ответчика, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
В документе при этом отмечается, что размер такой компенсации может быть снижен судом не более чем в два раза, то есть он должен быть равен стоимости права использования товарного знака.
Соответствующую позицию КС выработал после проверки конституционности подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса (ГК) РФ в связи с запросом Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда. Решение КС РФ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Похоже на "STAYER" и "Зубр"
Как следует из материалов дела, в 2019 году правообладатель товарного знака "STAYER" (ЗАО "Корпорация "Мастернэт"), и правообладатель товарного знака "Зубр" (ЗАО "Зубр ОВК") предъявили индивидуальному предпринимателю Инне Симакиной иски в Арбитражный суд Ростовской области по 200 тысяч рублей каждый.
"Истцы установили факт, что ответчицей на вещевом рынке были проданы семь рулеток и три малярные кисти, на которых нанесены изображения, сходные до степени смешения с их товарными знаками. Немалый размер компенсации производители инструментов обосновали суммами, фигурирующими в легальных лицензионных договорах — 100 тысяч рублей за разрешенное использование товарного знака", говорится в материалах дела.
Арбитражный суд учел, что Симакина является инвалидом по зрению, что у нее двое несовершеннолетних детей, однократность нарушений, а также то, что общая сумма компенсаций составляет доход ИП за 4 года, и снизил размер компенсации до 50 тысяч рублей каждому.
Не унижая достоинство
Соистцы обжаловали это решение, обосновав свою позицию тем, что правообладатели не должны доказывать размер своих убытков, что снижение компенсации возможно только при множественности нарушений, а учитывать обстоятельства суды могут только если истцы принимают решение о взыскании компенсации не в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, как сделали они, а взыскании компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, где окончательную сумму как раз определяет суд. Получив жалобы правообладателей, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд приостановил производство и направил запрос в КС.
Как было указано в запросе, в 2016 году КС уже сформулировал свои позиции по статье 1515 ГК РФ в постановлении №28-П. В нем говорилось, что при некоторых обстоятельствах размер ответственности, к которой привлекается нарушитель прав на объекты интеллектуальной собственности, в сопоставлении с совершенным им деянием может превысить допустимый с точки зрения принципов равенства и справедливости предел и тем самым привести к нарушению статьи 21 Конституции РФ, гарантирующей охрану достоинства личности и не допускающей наказаний, унижающих человеческое достоинство. Автор запроса усмотрел, что в действующих нормах у суда, столкнувшегося с необходимостью применить на основании прямого указания закона санкцию несправедливую и несоразмерную допущенному нарушению, отсутствует возможность снизить ее размер ниже установленного законом предела, что подрывает доверие граждан как к закону, так и к суду.
Безальтернативная конструкция
Законодательством предусмотрена возможность снизить размер компенсации при условии, что одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, принадлежащих одному правообладателю, но в деле, которое поступило в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, отсутствует такой критерий, как одновременное нарушение исключительных прав на несколько объектов интеллектуальной собственности.
Как указывает КС в новом постановлении, юридическая конструкция, примененная в статье 1515 ГК Российской Федерации, наделяет правообладателя выбором: защищать свои права путем возмещения убытков или же вместо них потребовать компенсации, осуществив ее расчет одним из предусмотренных законом способов.
"На практике истцы-правообладатели склоняются к наиболее жесткому для нарушителя варианту из допустимых способов расчета компенсации, в частности к ее исчислению в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, что превращает их в экономически более сильное лицо в споре. В письме, полученном при подготовке к рассмотрению настоящего дела от полномочного представителя Президента РФ в КС, обращено внимание на то, что означенная конструкция, по сути, перестала быть альтернативной", — разъясняется в материалах КС.
Облегчить, но стимулов лишить
Оспариваемая норма признана несоответствующей Конституции РФ.
КС обязал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из данного постановления. При этом суд подчеркивает, что аналогичные позиции, выраженные КС в предыдущих постановлениях, где изучалась спорная статья ГК, до сих пор не реализованы законодателем.
Также КС указал, что до внесения изменений, суды не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и тяжелое материальное положение ответчика, и при наличии соответствующего заявления снизить размер компенсации.
"При этом, с целью не допустить избыточного вторжения в имущественную сферу ответчика, с одной стороны, и, с другой, лишить его стимулов к бездоговорному использованию объектов интеллектуальной собственности — размер такой компенсации может быть снижен судом не более чем вдвое (т.е. не может составлять менее стоимости права использования товарного знака). Кроме того, снижением размера компенсации за нарушение исключительного права с учетом настоящего Постановления не могут подменяться как установление судом обстоятельств рассматриваемого им дела, так и исследование им доказательств, относящихся к допущенному нарушению и условиям правомерного использования товарного знака, на стоимость которого ссылается истец", — подчеркивает КС.