МОСКВА, 21 янв — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ подтвердил законность штрафа ФНС в отношении ПАО «Мегафон» за отказ предоставить данные о счетах абонентов в его биллинговой системе, говорится в определении суда.
Доводы жалобы «Мегафона» были предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку исходя из характера истребуемых сведений и целей их предоставления, не согласиться с которыми оснований не имеется, отметил ВС. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, не допущено, говорится в материалах ВС.
В целях подтверждения информации, предоставленной ПАО «Ростелеком», которая может быть проверена исключительно данными биллинга контрагента — оператора связи, требованием МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №7 от 30 октября 2018 года у «Мегафона» были запрошены обезличенные сведения о детализации звонков (исходящих и входящих).
В ответ на это требование налогового органа истребуемые документы (сведения о детализации звонков) «Мегафоном» представлены не были. Заявитель решением инспекции от 18 февраля 2019 года был привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Оператор оспорил в суде эти акты налоговиков. По его мнению, истребованная инспекцией детализация звонков составляет тайну телефонных переговоров, доступ к которой органичен и предоставляется только на основании решения суда по запросу правоохранительных органов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. «Мегафон» считает, что информация, запрошенная налоговым органом, устанавливается с помощью телефонной аппаратуры и содержится только в протоколах соединений абонентов, составляющих тайну связи и охраняемых законодательством Российской Федерации. В связи с этим, как считает истец, у налогового органа отсутствует право на истребование указанной информации.
Арбитражный суд Москвы 6 февраля 2020 года, а затем апелляционная и кассационная инстанции судов согласились с позицией налогового органа.
Как считает инспекция, детализация звонков (данные биллинга) не составляют тайну телефонных переговоров, поскольку эти данные в виду отсутствиях их идентификации и персонализации относятся к информации ограниченного доступа, право на получение которой предоставлено, в том числе и налоговым органам. Кроме того, целью получения данных биллинга является не раскрытие и использование персональной информации о физических или юридических лицах — абонентах, а проверка правильности учета расходов по передаче голосового трафика проверяемого налогоплательщика, заметила ФНС.
Ранее арбитражные суды отклонили аналогичные иски «Вымпелкома» и МТС.