САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Смольнинский районный суд Петербурга отказался признать декриминализированным деянием создание таможенным брокером Игорем Хавроновым организованного преступного сообщества (ОПС), занимавшегося махинациями по понижению таможенных пошлин для импортеров региона, и облегчить ему наказание, назначенное приговором суда. Одновременно Дзержинский районный суд Петербурга смягчил на этих же основаниях наказание его соратнику Алексею Марчукову. Об этом сообщили РАПСИ в Объединенной пресс-службе судов Петербурга.
Не преступная ОПС
Таковы результаты рассмотрения ходатайств защитников Хавронова и Марчукова об освобождении от наказания в связи с внесением имеющих обратную силу изменений в статью 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем), в примечаниях к которой устранена преступность деяния лица, осужденного по части 1 статьи 210 УК РФ (создание и руководство преступным сообществом), если руководство ОПС проистекает из штатной структуры коммерческой организации, а совершенные им в составе преступного сообщества преступления связаны с осуществлением полномочий по управлению этой организацией либо экономической деятельностью этой организации.
В июне 2018 года Кингисеппский городской суд Ленинградской области признал Хавроноа виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) и частью 1 статьи 210 УК РФ (создание и руководство ОПС), и приговорил его к 7 годам и 6 месяцам колонии строгого режима, к штрафу в размере 1,5 миллиона рублей с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы на срок 1 год.
Адвокат Хавронова, ссылаясь на имеющие обратную силу изменения в УК РФ, просил освободить его доверителя от наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год и от наказания в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей, определить к отбытию наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет.
Обувь меняли на пряжу
Как следует из приговора Кингисеппского городского суда Ленинградской области, Хавроновым для реализации преступной схемы по уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с импортеров, были созданы несколько коммерческих организаций, условно названные в приговоре "группа таможенного оформления", "бухгалтерская группа", "группа транспортного обеспечения", "группа замены товаров (группа перегруза)" и "группа сопровождения", действовавшая в зависимости от маршрута транспортировки товаров.
Так иностранные товары народного потребления и электроника проходили через таможенную границу Евразийского экономического союза с использованием подложных документов под видом товара прикрытия "сульфата магния семиводного", имеющего более низкую ставку ввозных таможенных пошлин и налогов.
Вторая схема реализовывалась в ходе таможенного транзита, по пути следования от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. Как говорится в приговоре, брокеры помещали грузовое автотранспортное средство на подконтрольный ОПС склад "перегруза", где удалялись средства таможенной идентификации – таможенные пломбы и печати, реальный товар заменялся на товар прикрытия — пряжи, ткани, швейные машины. По этой схеме товары ввозили в порт Усть-Луга на подконтрольном ОПС пароме из Эстонии.
"После замены средств таможенной идентификации, государственных регистрационных номеров и иных средств идентификации, автомобиль с товаром прикрытия продолжал следование до таможенного органа назначения, расположенного в зоне таможенного контроля места доставки товара, с целью окончания таможенного транзита и заявления таможенной процедуры выпуска товара для внутреннего потребления. В это же время, реально ввезенный товар — одежда и обувь мужская, женская и детская, автомобильные запчасти, различная электроника — в другом автотранспортном средстве направлялся получателю товаров без фактической уплаты таможенных сборов, пошлин и налогов за реально ввезенный товар. А товар прикрытия, после завершения таможенной процедуры выпуска возвращался на склад "перегруза" для последующего использования. Эта схема использовалась при автомобильных перевозках через международный автомобильный пункт пропуска "Ивангород".
Всего в деле описывается три эпизода и указывается причиненный ущерб на сумму более 160 миллионов рублей.
Хавроновым был частично возмещен ущерб в сумме 73 миллиона рублей, также им было подано заявление о добровольном погашении оставшейся суммы ущерба, составившей 88 миллионов рублей.
На предварительном следствии Хавронов заключил досудебное соглашение, которое было выполнено в полном объеме.
Командовал не подчиненными
По мнению адвоката Хавронова, выявленные действия его доверителя, как руководителя ОПС, полностью соответствовали его деятельности в качестве учредителя юридического лица и полностью дублировали его полномочия, а организация и ее структурные подразделения не были созданы заведомо для совершения преступления.
Но Смольнинский районный суд Петербурга указал, что Хавроновым было создано преступное сообщество, в состав которого входил ряд организаций, которые в силу организационно-штатной структуры не могли находиться в подчинении осужденного, но что именно Хавронов распределял роли между участниками, контролировал организации, давал указания сотрудникам данных организаций, которые были обязательны ими для исполнения в силу зависимого положения от Хавронова. Таким образом, суд пришел к выводу, что примечание к статье 210 УК РФ, устраняющее преступность данного деяния, в силу обстоятельств, установленных приговором, роли Хавронова в создании и руководстве преступного сообщества, а также учитывая, что преступное сообщество и его структурные подразделения были созданы и использованы для совершения нескольких особо тяжких преступлений, не может быть применено в отношении осужденного.
Срок уменьшили на год
Одновременно Дзержинский районный суд Петербурга частично удовлетворил аналогичное ходатайство защиты Алексея Марчукова, который руководил одним из подразделений, созданных Хавроновым.
Дело Марчукова слушалось Кингисеппским городским судом Ленобласти отдельно от дела Хавронова. Марчуков был приговорен к 6 годам и 3 месяцам колонии строгого режима, к штрафу в размере 900 тысяч рублей с ограничением свободы на срок 1 год.
По данным Объединенной пресс-службы судов Петербурга, Дзержинский районный суд указал, что Марчуков совершил преступление в связи с осуществлением полномочий по руководству ООО "УЛС-Брокер", при этом организация была создана не в целях совершения преступлений, и на основании примечания к статье 210 УК РФ смягчил ему на 1 год наказание, и определив к отбытию наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 3 месяца.
Другие лидеры ОПС, также осужденные Кингисеппским городским судом, Карен Амирханян (приговоренный к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы) и Андрей Соколов (приговоренный к 5 годам и 4 месяцам лишения свободы) пока не подавали ходатайств о смягчении наказаний.
Участниками ОПС Хавронова или сотрудниками созданных им подразделений были признаны Анастасия Бутко, Олег Еникеев, Михаил Кобзев, Наталья Ковальчук, Ирина Кучина, Андрей Милюков, Дмитрий Пушкин, Антон Угаров и Низомиддин Хакбердиев. Они также были приговорены к разным срокам лишения свободы.