САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Необходимость развития досудебного порядка разрешения типовых споров продиктовано временем, суды рассматривают большое количество схематичных дел, и институт финансового уполномоченного снизил нагрузку судебной системы в решении страховых конфликтов. Об этом заявил судья Верховного суда (ВС) РФ Михаил Кротов на Петербургском международном юридическом форуме ПМЮФ 9 ¾.
Модератором сессии, посвященной становлению и развитию института финансового уполномоченного, стал главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. Он пояснил. что его служба была создана для оперативного урегулирования и эффективного разрешения правовых конфликтов с участием граждан — потребителей финансовых услуг, в особенности уязвимых категорий населения: пенсионеров, инвалидов, иных граждан, нуждающихся в социальной защите. По его словам, за два года работы финансового омбудсмена было рассмотрено более 187 тысяч обращений граждан, и больше всего их поступает в связи с проблемами по ОСАГО.
"Мы совершенствуем свою работу. Так, срок рассмотрения заявления в 2020 году составил 16 рабочих дней и сократился на четыре дня по сравнению с 2019 годом. При этом суды отменили только 4,5 процента решений Службы финансового уполномоченного", — рассказал Воронин.
Судья ВС РФ Кротов подтвердил, что институт финансового уполномоченного снизил нагрузку судебной системы. "Мы видим только перспективы в развитии досудебного порядка разрешения споров. Кроме страховых дел, в судах рассматривается много типовых споров, которые порой не требуют такого многостороннего производства. Например, институт финансового уполномоченного не требует подключения к решению вопросов профессиональных представителей, но действует при этом с учетом интересов граждан", — пояснил Кротов.
В развитие мысли об отказе от профессиональных представителей Воронин отметил, что своей работой им удалось отсечь от страховых споров автоюристов. "При видимой деятельности в пользу потребителя, автоюристы получали те компенсации, которые вроде как предусмотрены для защиты потребителя. И это неправильно. Мы не против их работы и допускаем их участие. Только требуем уплаты представительского взноса. Но автоюристы и их не желают платить, и зачастую обращаются к нам под видом потребителей", — поделился своими наблюдениями Воронин.
Президент Всероссийского союза страховщиков, член Совета Службы финансового уполномоченного Игорь Юргенс подчеркнул, что институт создавался не как очередная бюрократическая инстанция, а как институт гражданского общества. "И он подтверждает свой статус. Сокращение времени рассмотрения обращений, это уже большой шаг вперед. Мы надеемся, что гражданский дух сохранится и в дальнейшем. Институт финансового омбудсмена воспитывает как потребителя, так и страховщиков", — сказал Юргенс.