САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Совокупность одиночных пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признан единым публичным мероприятием, требующим уведомления властей только при условии их одновременного проведения, говорится в Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ после изучения жалобы активистки из Казани Ирины Никифоровой. Она просила проверить конституционность части 1.1 статьи 7 федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и части 2 статьи 20.2 Кодекса об административных происшествиях (КоАП) РФ, поскольку данные положения позволяют квалифицировать серию одиночных пикетов, проводимых в разные дни и не образующих массового пребывания людей в одном месте, как пикетную очередь — единое публичное мероприятие, проведение которого требует подачи предварительного уведомления, а также допускают привлечение к административной ответственности за ее организацию таких одиночных пикетов.
Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ.
Неодиночные пикеты
Как следует из материалов дела, Никифорова, пытаясь донести до властей свою позицию относительно строительства мусоросжигательного завода, в соцсетях обратилась к единомышленникам с предложением провести с 3 по 26 февраля 2020 года серию ежедневных одиночных пикетов перед зданием кабинета министров Республики Татарстан. По ее словам, так пикеты и проводились — один человек в день выходил протестовать.
Но спустя 20 дней после проведения последнего пикета в отношении Никиоровой был составлен протокол об административном правонарушении. И за организацию публичного мероприятия без подачи уведомления в местные органы власти, ей было назначено наказание в виде 30 часов обязательных работ.
Суды указали, что в пикетировании в общей сложности участвовали 25 человек, что каждый пикет формально подпадал под признаки одиночного, но с достаточной очевидностью они были объединены единством целей и общей организацией, территориально тяготели друг к другу, а их участники использовали ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигали общие требования и призывы. Эти выводы подтвердили в судах всех инстанций, которые прошла Никифорова.
Непубличное мероприятие
Ранее в Постановлении от 14 февраля 2013 года КС РФ подтвердил конституционность квалификации в качестве единого публичного мероприятия совокупность одиночных пикетов, проводимых одновременно на расстоянии друг от друга и объединенных единством целей и организации, то есть так называемую пикетную очередь.
КС РФ, сославшись на свое старое постановление, а также на позицию Верховного суда РФ, указал, что оспоренные нормы предполагают возможность признания совокупности одиночных пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, публичным мероприятием, требующим уведомления властей, только при условии их одновременного проведения.
"Между тем судебные акты, принятые по делу о привлечении заявительницы к административной ответственности за административное правонарушение, свидетельствуют, что содержащемуся в части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в оспариваемой редакции) указанию на возможность признания одним (коллективным) публичным мероприятием совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, было придано такое истолкование, которое позволило квалифицировать в качестве единого публичного мероприятия серию одиночных пикетов, хотя и объединенных общим замыслом и организацией, но проводившихся не одновременно, а поочередно в течение нескольких дней. При этом соответствующий вывод был сделан судами несмотря на то, что в каждый из указанных дней участниками организованной Никифоровой публичной акции проводился лишь один одиночный пикет, продолжавшийся не более одного часа", — говорится в материалах дела.
В смысле такого правоприменения нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ. Дело Никифоровой подлежит пересмотру.