САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 июн - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал право мужчин, воспитывающих в семье детей, рожденных суррогатной матерью, на получение материнского капитала и обязал федерального законодателя внести в правовое регулирование соответствующие изменения. Такая позиция была выработана в Постановлении, которое огласил сегодня КС РФ.
В целях профилактики распространения коронавирусной инфекции открытость провозглашения обеспечивалось с помощью трансляции заседания в интернете.
Без права на маткапитал
Вопрос о праве отцов детей, рожденных суррогатной матерью, на материнский капитал, поднял Конаковский городской суд Тверской области. Он направил запрос в КС РФ, в котором проверить конституционность статьи 3 федерального закона №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Как следует из материалов дела, в производстве Конаковского городского суда находится дело жителя Тверской области, который оспаривает отказ в предоставлении ему материнского капитала на двух детей, которые были рождены суррогатной матерью.
В запросе говорится, что в октябре 2019 года Конаковский городской суд признал мужчину отцом двух девочек, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий - по договору с суррогатной матерью. После чего, зарегистрировав новорожденных, мужчина вступил в брак и его супруга удочерила детей. Женщина обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области за получением материнского капитала, но получила отказ. С аналогичным заявлением в пенсионный фонд обратился отец, но тоже получил отказ, поскольку он не относится к категориям граждан, наделенных правом на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Согласно оспариваемому положению, право на получение материнского капитала имеют только мужчины, являющиеся единственными усыновителями детей. Мужчина снова обратился в Конаковский городской суд, который при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии неопределенности, и обратился с запросом в КС РФ.
В ходе рассмотрения этого дела в КС РФ большинство участников процесса и представителей приглашенных сторон высказывались за то, что семья истца, где дети лишены родительского попечения в силу определенных обстоятельств, не зависящих от их воли, не может быть ограничена в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки ввиду отсутствия соответствующей нормы.
Законодатель не предусмотрел
В целом, КС РФ поддержал такую позицию. Он отметил, что федеральный законодатель, обладая широкой свободой в выборе мер государственной поддержки семей с детьми, предусмотрел приоритетное право женщин на получение материнского капитала с учетом особой роли женщины в обществе. И подчеркнул, что это обусловлено различиями в видах социального риска, которым подвержены мужчины и женщины, а также основаниями возникновения правоотношений по воспитанию детей и само по себе не противоречит Конституции РФ.
По мнению КС РФ, при определении круга лиц, имеющих право на получение материнского капитала, законодатель учитывал, что данная мера направлена на стимулирование рождаемости, и при этом предусматривал, что отдельные граждане, для которых биологическое материнство или отцовство исключается по медицинским показаниям, могут и желают стать родителями с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (в частности, суррогатного материнства).
"Законодатель гарантировал поддержку семьям с детьми, рожденными с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, на равных основаниях с прочими семьями, наделив правом на получение материнского капитала женщину, записанную в свидетельстве о рождении матерью ребенка. Однако если в таких семьях изначально в качестве единственного родителя детей, рожденных суррогатной матерью, судом был признан их генетический отец, а затем, после вступления его в брак, дети были усыновлены его супругой, у этой женщины право на получение материнского капитала не возникает, поскольку указанные дети приходятся ей пасынками или падчерицами. Соответственно, в таких семьях правом на получение материнского капитала не наделены ни мужчина – отец детей, ни его супруга", - говорится в материалах суда.
Таким образом, КС РФ установил, что такие семьи необоснованно лишаются государственной поддержки, и это не соответствует Конституции РФ.
КС РФ обязал федерального законодателя внести в правовое регулирование необходимые изменения. И указал, что Конаковский городской суд вправе рассмотреть дело, руководствуясь Конституцией РФ и настоящим постановлением КС РФ.
После оглашения решения судья КС РФ Сергей Маврин пояснил, что оно распространяется только на отцов в полноценной семье. "Конституционный суд РФ рассматривает такие жалобы в порядке конкретного нормоконтроля. А конкретными обстоятельствами в этом деле является семья. То есть, постановление касается отцов суррогатных детей, у которых есть жена, усыновившая либо удочерившая их. На остальных, например, одиноких отцов, это постановление не распространяется", - пояснил судья Маврин.