САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обратил внимание федерального законодателя на пробел в правовом регулировании отношений, связанных с государственной регистрацией прав на имущество, находящееся в совместной собственности бывших супругов, передает корреспондент РАПСИ из пресс-центра КС РФ.

Во вторник КС РФ огласил решение делу о проверке конституционности положений Гражданского кодекса (ГК) РФ, регулирующих вопросы истребования жилья у добросовестного приобретателя.

Житель Ангарска Евгений Мокеев просил проверить конституционность пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса (ГК) РФ "Истребование имущества от добросовестного приобретателя". Нормы признаны соответствующими Конституции РФ в истолковании, изложенном в новом постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Недобросовестный продавец

Как следует из материалов дела, в августе 2015 года мужчина втайне от жены продал свою квартиру в Ангарске посреднику, который через год перепродал ее Мокееву. При этом продавец был в процессе развода, и его бывшая жена добилась в суде раздела совместно нажитого в период брака имущества и признания сделки по продаже квартиры ее бывшим мужем недействительной.

Суд общей юрисдикции истребовал от Мокеева 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение. Доводы заявителя о том, что он является добросовестным приобретателем, а срок исковой давности истек, были отклонены. Мокеев, пройдя все инстанции, обратился в КС РФ.

Позаботьтесь о разделе

В своем решении КС РФ подчеркнул, что имущество признается совместной собственностью супругов независимо от того, на чье имя из них оно было приобретено, то есть сведения в  Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) могут не содержать информации об общей совместной собственности. Таким образом, факт внесения в ЕГРН записи с указанием одного из супругов не отменяет законного режима имущества, и оба супруга являются его собственниками.

По мнению КС РФ, осмотрительное поведение добросовестного приобретателя, полагающегося на сведения ЕГРН, не предполагает выяснения им судьбы этого имущества, иначе на покупателей недвижимости возлагались все риски, связанные со сделками, совершенными третьими лицами, что подрывало бы доверие граждан к государственной регистрации недвижимости.

При этом КС РФ отметил, что бывший супруг, сведений о котором не имеется в реестре, должен сам контролировать сохранение за собой права на имущество - позаботиться о разделе, о внесении указания о себе, как о сособственнике в запись о регистрации права.

"В отсутствие же таких действий недопустимо возложение неблагоприятных последствий совершения сделки на добросовестных участников гражданского оборота", - разъяснил КС РФ.

Намекнули, что есть проблемы

Таким образом, КС РФ указал, что иск бывшего супруга, который не предпринял мер по оформлению своего права собственности, но добился признания сделки о ее продаже недействительной, предъявленный к добросовестному приобретателю, полагавшемуся на данные ЕГРН и ставшему собственником законно, не подлежит удовлетворению.

Оспариваемые нормы в данном истолковании не противоречат Конституции РФ. Дело Мокеева подлежит пересмотру.

За федеральным законодателем КС РФ признал право внести необходимые изменения в правовое регулирование отношений, связанных с государственной регистрацией прав на имущество, находящееся в совместной собственности бывших супругов.

Как пояснил РАПСИ судья Сергей Казанцев, в данном случае КС РФ не может обязать законодателя внести какие-либо изменения, но намекает, что в данном правовом регулировании есть серьезные проблемы.