САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Адвокат не может отказаться от прохождения повторного досмотра на территории СИЗО, но вправе потребовать его протоколирования и видеофиксации, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, которое сегодня было оглашено.
Соответствующий вывод был сделан после рассмотрения жалобы адвоката Рамиля Идиятдинова, который просил проверить конституционность части 6 статьи 34 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Оспариваемое положение признано соответствующим Конституции РФ, но, как указал КС, норма должна применяться с учетом ее истолкования, изложенном в мотивировочной части решения.
Досмотрели без протокола
Как говорится в жалобе, при посещении СИЗО-3 по Республике Татарстан для свидания со своим подзащитным Идиятдинов прошел проверку металлодетектором и сдал запрещенный к использованию в режимной зоне сотовый телефон, но в локальной зоне его остановил инспектор, который заметил в кармане адвоката предмет, по форме напоминающий телефон, в связи с чем защитник вновь был подвергнут досмотру.
"На требование составить протокол досмотра и представить его правовые и фактические основания он получил отказ", - подчеркивалось в заявлении.
Идиятдинов обратился в прокуратуру, а затем в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников следственного изолятора.
В ответе прокуратуры было изложено, что проведение досмотра было осуществлено в полном соответствии с предписаниями оспариваемого положения, поскольку соответственное полномочие администрации исправительного учреждения не устанавливает каких-либо исключений, в том числе в отношении адвокатов.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что личный досмотр защитника, проверка содержимого его карманов, прощупывание одежды и изучение содержащихся в ней предметов (процедура, регламентированная нормами КоАП), не производились. Суды отклонили обращение Идиятдинова, указав, что согласно приказу Министерства юстиции РФ составление официального протокола не требуется, если запрещенные к переносу в режимную зону предметы не обнаружены, как в произошедшем случае.
Идиятдинов посчитал, что оспариваемая норма нарушает его конституционные права, позволяя сотрудникам СИЗО подвергать досмотру адвоката, находящегося на территории режимной зоны без составления протокола, то есть без указания на причины досмотра, фиксации его хода и результатов, а также без вручения копии протокола.
Оформление по требованию
КС РФ пояснил, что закон об адвокатской деятельности дает право адвокату беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине и без ограничения числа свиданий и их продолжительности, но отметил, что этот закон не устанавливает неприкосновенность адвоката. То есть, по мнению КС РФ, реализация адвокатом права встречаться со своим подзащитным не означает, что он может посещать следственный изолятор без соблюдения соответствующих режимных требований, которые призваны обеспечивать безопасность всех лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
Как разъяснили в пресс-службе КС РФ позицию суда, досмотр вещей и одежды адвоката за пределами обычных проверочных мероприятий на КПП, то есть при подозрении его в попытке проноса запрещенных предметов, "носит безальтернативный характер".
"Адвокат не может отказаться от прохождения такого досмотра. А если он отказывается от прохождения досмотра, то должен покинуть следственный изолятор. Поэтому в целях защиты его прав в данном случае должна быть предусмотрена возможность письменной фиксации оснований, хода и результата досмотра. Оформление досмотра и его видеофиксация могут предоставляться по требованию адвоката и должны сохраняться как минимум в течение срока на обжалование законности досмотра", - говорится в материалах суда.
Дело заявителя пересмотру не подлежит, поскольку проведенный досмотр не повлек для него негативных правовых последствий, для устранения которых могли бы требоваться соответствующие документы.