МОСКВА, 28 сен - РАПСИ. ФАС оставила без рассмотрения обращение ПАО «Тольяттиазот» о нарушении «Уралхимом» закона «О защите конкуренции».
Как ранее сообщали деловые СМИ, в начале 2021 года АО «Химинвестпроект» и ООО «Актум» обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ с ходатайством разрешить им приобретение 83,7% и 93,7% голосующих акций ПАО «Тольяттиазот» соответственно. Указанные акции планировалось продать на открытых торгах, организованных судебными приставами.
На открытых торгах предполагается продать имущество «Тольяттиазота», ООО «Томет» и ПАО «Трансаммиак» в счет возмещения ущерба, нанесенного владельцами ТоАЗа в результате мошеннических действий при продажах экспортной продукции ТоАЗа в период 2008-2011 гг.
В соответствии с приговором Комсомольского районного суда Тольятти от 5 июля 2019 года, бенефициары ТоАЗа Владимир и Сергей Махлай, их зарубежные партнеры – владелец швейцарской компании Ameropa AG Эндрю Циви, директор дочерней Амеропе швейцарской фирмы Nitrochem Distributions AG Беат Рупрехт и экс-гендиректор ТоАЗа Евгений Королев были заочно осуждены на 8,5-9 лет лишения свободы и обязаны возместить причиненный ущерб в размере 87 миллиарда рублей, из которых 77 миллиардов рублей – «Тольяттиазоту», 10 миллиардов рублей – миноритарному акционеру предприятия «Уралхиму».
Кроме того, Сергей Махлай и другие лица, связанные с «Тольяттиазотом», являются фигурантами и других уголовных дел, расследуемых в настоящее время Следственным комитетом России: об организации ОПС, неуплате налогов, даче взятки.
После вступления приговора в силу 26 ноября 2019 года началось исполнительное производство по реализации имущества, принадлежащего осужденным. Принять участие в открытых торгах по продаже имущества могло любое юрлицо, получившее разрешение ФАС. Именно за таким разрешением и обратились АО «Химинвестпроект» и ООО «Актум».
В качестве ответной меры в марте 2021 года «Тольяттиазот» направил в ФАС объемное обращение, в котором жаловался на якобы имеющее место со стороны «Уралхима» нарушение Закона «О защите конкуренции» и просил запретить «Уралхиму» и связанным с ним компаниям участвовать в торгах. В обращении указывалось, что разрешение на покупку акций стало бы демонстрацией беззакония, а действия российских правоохранительных органов, судов и судебных приставов якобы являются актами недобросовестной конкуренции.
Однако ФАС не приняла эти доводы, не усмотрела в предполагаемых сделках возможности ограничения конкуренции и оставила обращение «Тольяттиазота» без рассмотрения. Представители ТоАЗа дважды обращались в суд, но проиграли дело. В августе 2021 года Девятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении указал, что решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя [ПАО «Тольяттиазот»] в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, говорится в постановлении суда, заявленные «Тольяттиазотом» требования в той форме, в которой они заявлены, могут быть расценены как вмешательство государственного органа в частные дела хозяйствующего субъекта, связанные с обычными для делового оборота действиями, как обращение взыскания на активы несостоятельного должника и переход прав на ценные бумаги от одного владельца к другому.
Обращение адвокатов ПАО «Тольяттиазот» в ФАС свидетельствует о попытке оказать давление на госорган с целью не допустить обращения взыскания на имущество осужденных Махлаев и Циви, являющихся бенефициарами «Тольяттиазота», ООО «Томет» и ПАО «Трансаммиак». Они не только не хотят исполнять решения суда, но и пытаются принимать меры противодействия, в том числе коррупционного характера.
Александр Попов, бывший глава принадлежащего Сергею Махлаю «Тольяттихимбанка», в 2019 году был уличен в попытке дачи взятки судьям Верховного суда РФ за получение выгодного для владельцев ТоАЗа решения по налоговому спору. В июне 2021 года он был приговорен к 7,5 годам колонии строгого режима и выплате крупного денежного штрафа. По этому уголовному делу заказчиком коррупционного преступления проходит Сергей Махлай, который находится в федеральном розыске.
Очевидно, что время, когда «нужные» решения судов и правительственных органов можно было получить коррупционным путем, кануло для Махлаев и им подобных в Лету.