С.-ПЕТЕРБУРГ, 1 июл - РАПСИ. Финансовый уполномоченный Юрий Воронин считает, что передача омбудсменам права снижать размер неустойки сможет уменьшить количество таких дел в судах и избежать волокиты.

Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью в Открытой студии РАПСИ на X Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ). 

По его словам, в обращении граждан к омбудсменам существует сложность: когда финансовая организация недовольна решением не в свою пользу — для затягивания процесса она обращается в суд для снижения неустойки. Зачастую проигравшая сторона понимает, что в суде скорее всего проиграет: суды встают на сторону финансовой организации только в 4,5% случаев, рассказал собеседник агентства. 

«Вот от этого можно быстро и эффективно избавиться, если отнести к компетенции финансового уполномоченного и рассмотрение спора о возможности снижения неустойки. Мы бы это делали с потребительских позиций… Мы выработаем единообразные критерии и будем снижать её только в исключительных случаях по веским основаниям», - отметил Воронин.

Он также предлагает наделить финансовых омбудсменов правом направлять запросы в госорганы и получать в установленные сроки на них ответы.

«Все это тоже во благо потребителя, так как у него часто нет возможности получить необходимые для решения спора документы», - пояснил собеседник агентства.

Простая процедура 

Воронин напомнил, что финуполномоченные являются обязательным органом по досудебном урегулированию споров между потребителями финансовых услуг и основными финансовыми организациями, страховыми компаниями, кредитными учреждениями, негосударственными пенсионными фондами и другими спектрами рынка. При этом образованный институт помогает разгрузить судебную систему и даёт возможность судьям сосредоточиться на более сложных и коллизионных делах. Кроме того, обращение к финуполномоченному является бесплатным, что делает его для потребителей удобным и доступным, а также оперативным - за 3 года работы институт добился того, что заявление потребителя рассматривается не более 16 рабочих дней. 

«Самое главное, что мы упростили для потребителя защиту его нарушенного права. При этом, как правило, потребитель является слабой стороной сопора, он может не обладать достаточным пакетом доказательств, поэтому обращение к финансовому уполномоченному значительно упрощает его задачу», - указал Воронин.

По его словам, финансовые омбудсмены широко используют возможности искусственного интеллекта: он производит первичный анализ обращения для того, чтобы сэкономить время и силы сотрудников аппарата, либо применяет шаблонные решения, которые подходят под типовую ситуацию. Но, конечно, это всего лишь инструменты, а рассмотрение спора идет индивидуально, с учетом всех обстоятельств, которые указывает потребитель. Кроме того, ИИ задаёт очень большие возможности для аналитики для выявления проблем недобросовестных практик, отметил Воронин.