САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Председатель правления ТСЖ при осуществлении им возложенных на него функций не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с товариществом, но это не препятствует признанию деятельности председателя правления трудовой, и, соответственно, заключению с ним трудового договора, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалобы жительницы Северодвинска Галины Руденко, которая просила проверить конституционность пункта 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ. Согласно которому членом правления ТСЖ не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества, а также, в соответствии с этой нормой, член правления ТСЖ не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору

Взыскание зарплаты

Как следует из материалов дела, в ноябре 2012 года Руденко была избрана председателем ТСЖ "Кондор" в многоквартирном доме Северодвинска. "В июле 2013 года решением общего собрания членов ТСЖ ей было назначено вознаграждение в размере 25 тысяч рублей ежемесячно, которое она получала с февраля 2015 года по январь 2018 года, до момента принятия собственниками помещений решения о ликвидации ТСЖ. Полагая, что с ТСЖ она состояла с трудовых отношениях, женщина обращалась в суды с иском к ТСЖ о взыскании невыплаченной заработной платы с момента ее избрания по май 2018 года, до окончания всех процедур по ликвидации ТСЖ", - пояснили в пресс-службе КС РФ. Это требование, как и требование компенсации за нарушение сроков выплаты зарплаты, неиспользованный отпуск и причиненный моральный вред, судами были отклонены со ссылкой на оспариваемую норму. Тем самым, по мнению Руденко, было нарушено ее право на труд, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Объем гарантий

Действующее законодательство не содержит положений, из которых можно сделать вывод о невозможности заключения трудового договора между ТСЖ и председателем правления.

"Оспариваемая норма не может расцениваться как исключающая право товарищества собственников жилья принять решение о заключении трудового договора с председателем правления этого товарищества. Иное означало бы невозможность установления вытекающих из трудовых отношений гарантий в тех случаях, когда гражданин выполняет функцию председателя правления товарищества именно как трудовую, что даже при равном с гражданско-правовым договором размере периодических денежных поступлений от товарищества все равно ухудшало бы его положение применительно в том числе к праву на отпуск, случаям временной нетрудоспособности", - поясняет КС РФ, отмечая, что возможность заключения трудового договора с председателем ТСЖ подтверждается положениями законодательства о товариществах собственников недвижимости. 

По мнению КС РФ, если правовое положение председателя ТСЖ документально не зафиксировано, то вопрос правовой природы данных отношений решает суд.

При этом, поскольку в трудовых отношениях предоставляется большой объем гарантий, для вывода суда об отсутствии в действительности признаков трудового договора необходимы весомые основания, к которым не может относиться только ссылка на оспариваемое положение.

"С учетом того, что в трудовых отношениях предоставляется больший объем гарантий, для вывода об отсутствии в действительности признаков трудовых отношений, на наличие которых, в том числе со ссылкой на соответствующие документы, указывает председатель правления товарищества собственников жилья (в том числе бывший), необходимы весомые и убедительные основания, к которым во всяком случае не может относиться ссылка на оспариваемое положение ЖК РФ, как на исключающее трудовые отношения председателя правления с товариществом собственников жилья", - указывает КС РФ.

То есть, как отмечает КС РФ, установленный оспариваемой нормой запрет председателю правления товарищества собственников жилья совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору по своему конституционно-правовому смыслу означает, что председатель правления при осуществлении возложенных на него избранием на эту должность определенных функций не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с товариществом.

"Вместе с тем оспариваемая норма не препятствует признанию отношений председателя правления с товариществом собственников жилья трудовыми, если из их содержания в конкретном случае следует осуществление председателем правления товарищества собственников жилья именно трудовой функции, как она определена статьей 15 Трудового кодекса РФ", - говорится в постановлении КС РФ.

Поскольку ТСЖ "Кондор" ликвидировано, пересмотр дела Руденко не может восстановить ее права, что предполагает задействование в её пользу компенсаторных механизмов.

"Форму и размер компенсации должен определить Северодвинский городской суд Архангельской области, рассмотревший конкретное дело в первой инстанции, если установит, что отношения заявительницы с ТСЖ были трудовыми", - уточнили в пресс-службе.