ДУШАНБЕ, 18 авг - РАПСИ. Верховный суд РФ требует более широкого применения мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, - это правовая позиция высшей инстанции, отметил глава ВС РФ Вячеслав Лебедев на XVII Совещании председателей верховных судов государств-членов ШОС.
Председатель ВС РФ напомнил, что численность арестованных по решению суда снизилась в четыре раза по сравнению с периодом, когда аресты избирались прокурорами.
«Укреплению правовой защищенности подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции Верховного Суда России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу», − указал Лебедев.
Добровольное лечение
Глава ВС рассказал коллегам о незаурядных инициативах высшей инстанции по вопросам применения альтернативных видов наказания. Так, страдающие наркоманией и изъявившие желание добровольно пройти курс лечения обвиняемые могут получить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы.
«По истечении установленного срока в зависимости от результатов лечения такие лица могут быть освобождены от наказания. Тем самым созданы дополнительные возможности социальной адаптации этой категории лиц», − отметил Лебедев.
Он уточнил, что речь идёт о впервые осуждённых за преступления небольшой тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков.
Защита бизнеса
Верховный суд России также пристально следит за практикой по делам в отношении представителей бизнеса. Примечательно, что по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в прошлом году суды прекратили уголовное преследование в отношении 33% обвиняемых, а наказание в виде лишения свободы назначено только 9% осужденных.
«По этой категории уголовных дел предусмотрен исключительный порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в соответствии с которым ее применение допускается только в случае, если подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда», − отмечает председатель Верховного суда РФ.
Лебедев напомнил, что по законодательной инициативе ВС РФ российский Уголовно-процессуальный кодекс дополнен положениями, исключающими необоснованное продление срока содержания под стражей лицам, обвиняемым в совершении этой категории преступлений, в том числе при неэффективной работе органов расследования.
Также по предложению президента страны Владимира Путина в законе предусмотрено, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности за организацию преступного сообщества или участие в нем только в силу организационно-штатной структуры компании.
Лебедев указал, что в 2021 году судами РФ прекращено уголовное преследование в отношении 54% лиц, обвиняемых в организации преступного сообщества или участии в нем.
Кроме того, законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, при условии полного возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения. Причём ВС РФ настоял, чтобы прекращение уголовных дел по налоговым преступлениям при условии возмещения ущерба было возможно на любой стадии судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату.
Лебедев отметил, что только в прошлом году число осужденных за налоговые преступления сократилось на 21% по сравнению с 2020 годом, а в отношении 49% обвиняемых суд прекратил уголовное преследование.
Домашнее насилие
Глава ВС подробно рассказал о проблемах дел частного обвинения.
«Учитывая, что потерпевшие не наделены публичными полномочиями и в большинстве своем не являются профессиональными юристами, исполнение ими обязанности по сбору доказательств является крайне затруднительным, особенно по делам, связанным с «домашним насилием», которое носит латентный характер и чаще всего характеризуется зависимым положением потерпевшего», − указал Лебедев, напомнив, что в связи с этим высшая инстанция внесла в Госдуму законопроект об отнесении уголовных дел о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете к категории уголовных дел частно-публичного обвинения, по которым предлагается проводить дознание.
«Предоставление суду права, а не обязанности прекращать уголовные дела об этих категориях преступлений в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого позволит в судебном порядке установить, является ли примирение добровольным и заглажен ли причиненный потерпевшему вред», − пояснил Лебедев.
Уголовный проступок
Немаловажным институтом в сфере альтернативных наказаний является уголовный проступок: ВС РФ инициировал распространить этот институт на 112 составов преступлений небольшой и средней тяжести, не связанных с применением насилия и деятельностью организованных групп, если они совершены впервые.
«Из сферы применения уголовного проступка исключены составы преступлений, по которым уже предусмотрена административная преюдиция, а также ряд преступлений с высокой общественной опасностью – например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, умышленное причинение легкого вреда здоровью, преступления против военной службы и другие», − рассказал Лебедев, уточнив, что за уголовный проступок будут назначаться наказания в виде штрафа, общественных работ или ограниченно оплачиваемых работ.
В отношении подростков за уголовный проступок предлагается применять меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложения обязанности загладить причиненный вред или ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего.
«Реализация этой законодательной инициативы будет способствовать более широкому применению мер, альтернативных уголовному наказанию», − убеждён Лебедев.
Без признания вины
Глава ВС также счёл необходимым обратить внимание на недопустимость отказа в снятии судимости в связи с тяжестью преступления, наличием других судимостей, мягкостью отбытого наказания или непризнанием лицом своей вины.
По его данным, в прошлом году судами РФ удовлетворено 65% ходатайств о снятии судимости, которое допускается при условии возмещения вреда, причиненного преступлением, и безупречного поведения осужденного после отбытия наказания.