САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 ноя — РАПСИ. Третий кассационный суд общей юрисдикции оставил в силе решения судов о правомерности включения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на территории Калининградской области, в число избирателей на выборах в областное Законодательное собрание, следует из карточки дела на сайте суда.
История вопроса
Кассация рассматривала жалобу оппозиционного активиста из Калининградской области Соломона Гинзбурга.
В феврале Калининградский областной суд отказал Гинзбургу в иске о признании недействующим пункта 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года №497 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области». Согласно закону, военнослужащие, проходящие службу по призыву, наделяются активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области.
Как сообщает пресс-служба Третьего кассационного суда, административный истец указал, что оспариваемая норма противоречит статьям 32 и 71 Конституции, статье 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статье 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Истец утверждал, что приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву и не являющихся жителями области, не может быть основанием для включения их в список избирателей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июня решение Калининградского областного суда оставлено без изменения.
Позиция судов
Как говорится в сообщении пресс-службы Третьего кассационного суда, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемые положения пункта Уставного закона соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
При разрешении спора суды пришли к выводу о том, что областная Дума (14 апреля 2022 года Калининградская областная дума переименована в Законодательное собрание Калининградской области) в пределах своей компетенции правомерно наделила военнослужащих, проходящих службу по призыву, активным избирательным правом на выборах депутатов областной Думы, оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта РФ, издан с соблюдением порядка принятия, правил введения в действие и вступления в силу.
Законом установлено, что гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства – это адрес, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Факт нахождения места жительства либо пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ.
Как поясняет пресс-служба кассационного суда, регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части.
Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, проживающих на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
В Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления разъяснено, что активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъектов РФ обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинской части, расположенной на территории избирательного округа, и зачисленные приказом командира воинской части в штат этой воинской части.
Как отмечает кассация, довод заявителя о том, что военнослужащие, проходящие военную службы по призыву, не ставятся на регистрационный учет по месту дислокации воинских частей, не служит основанием удовлетворения его требований, поскольку согласно части 2 статьи 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, исходя из положений пункта 5 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не включаются в списки избирателей только на выборах в органы местного самоуправления, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.