МОСКВА, 15 июн − РАПСИ. Верховный суд РФ разработал проект федерального закона, направленный на гуманизацию законодательства путем ограничения применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, а также женщинам, имеющим малолетних детей, и лицам, страдающим заболеваниями, передает корреспондент РАПСИ с заседания Пленума ВС РФ.
«Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, применение которой существенным образом ограничивает конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность. По этой причине данная мера пресечения может избираться только судом и только в том случае, когда невозможно применение иной, более мягкой, меры. Вместе с тем до настоящего времени законодательство Российской Федерации не возлагало на суд обязанность при решении вопроса о ее избрании учитывать, связано ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, с применением насилия или угрозой его применения», − поясняет высшая инстанция.
Между тем, как показало изучение правоприменительной практики, в 2022 году судами удовлетворено 55 тысяч 196 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не связанных с применением насилия или угрозой его применения, из которых 2 тысячи 593 фигуранта (5%) обвинялись в совершении преступлений небольшой тяжести, 14 тысяч 861 (27%) – в совершении преступлений средней тяжести, а 37 тысяч 742 (68%) – в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
По этим категориям уголовных дел удовлетворено 1 тысяча 379 ходатайств о заключении под стражу женщин, имеющих малолетних детей (2%), и 224 ходатайства о заключении под стражу лиц, в отношении которых установлена инвалидность I или II группы (0,4%), уточняет ВС.
Ограничение арестов
«В связи с изложенным предлагается предусмотреть возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, только когда эти преступления носят насильственный характер. Избрание же данной меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести ограничить случаями, когда лицо пыталось скрыться или им была нарушена ранее избранная мера пресечения, а в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений средней тяжести – при наличии любого из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1–4 части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ», − отмечает ВС.
Высшая инстанция предлагает ограничить возможность избрания ареста в отношении женщин, имеющих малолетних детей и предусмотреть его только в случае, если женщина подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях – преступления средней тяжести насильственного характера.
«Кроме того, предлагается устранить пробел в действующем законодательстве, где прямо не предусмотрен запрет избирать меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, страдающего тяжелым заболеванием. Проектной частью второй статьи 108 УПК РФ предлагается установить такой запрет, если на момент рассмотрения судом ходатайства органа предварительного расследования о заключении под стражу наличие у подозреваемого или обвиняемого данного заболевания подтверждено медицинскими документами», − говорится в пояснительной записке.
Место жительства и пребывания
Еще одним обстоятельством, указывающим на необходимость совершенствования процессуального законодательства, стало выявление в ходе изучения правоприменительной практики того факта, что ежегодно в отношении почти 2 тысяч человек в качестве мотива при продлении срока действия меры пресечения в виде заключения под стражу органами предварительного расследования указываются неустановление личности обвиняемого и отсутствие у него постоянного места жительства на территории России, указывает ВС.
Высшая инстанция считает, что эти обстоятельства могут служить поводом для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, однако не могут быть положены в основу ходатайства о продлении ее срока и соответствующего судебного решения, что и закрепляется в проектной редакции части восьмой статьи 109 УПК РФ.
«Предлагается привести Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где используются понятия «место пребывания» и «место жительства», а понятие «постоянное место жительства» отсутствует.
Принятие законопроекта будет способствовать исключению случаев содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, когда они не препятствуют предварительному расследованию и рассмотрению уголовного дела и не занимаются иной противоправной деятельностью», − подчеркивает ВС.