МОСКВА, 15 июн — РАПСИ. Член избирательной комиссии (комиссии референдума) не вправе оспорить итоги голосования и результаты выборов (референдума), ссылаясь только на свой статус, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ в проекте постановления пленума о рассмотрении судами дел о защите избирательных прав.
«Вместе с тем в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах. Например, такое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором оно приняло участие в голосовании», — уточняется в тексте документа.
Высшая инстанция напоминает, что формирование избирательной комиссии осуществляется на основании предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, избирательных объединений и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учебы.
При этом государственные и муниципальные служащие должны составлять менее половины сформированного состава избирательной комиссии, кроме случаев формирования избирательных комиссий за пределами территории Российской Федерации.
Существенные нарушения условий и порядка формирования избирательной комиссии могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, если вследствие таких нарушений невозможно выявить действительную волю избирателей, отмечает ВС.
«К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий, затрагивающее права, свободы и законные интересы субъектов избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума», — поясняет Верховный суд, напоминая, что указанные действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.