САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ не нашел неопределенности в нормах, на основании которых правоохранительные органы включили суммы страхового обеспечения в связи с материнством в сумму взятки, получение которой было законспирировано фиктивным трудоустройством супруги коррупционера. Об этом говорится в Определении КС РФ №747-О/2023, которым было отказано в рассмотрении жалобы бывшего налогового инспектора Константина Курьянова.
Заявитель пытался оспорить конституционность пункта "в" части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).
Курьянов был осужден за получение взятки в крупном размере за попустительство по службе. Как следует из обстоятельств дела, являясь главным государственным налоговым инспектором, виновный предложил предпринимателю передавать ему взятки за неосуществление входящих в его должностные полномочия мер налогового контроля.
В целях конспирации преступной деятельности супруга Курьянова была фиктивно трудоустроена в одну из фирм предпринимателя. Суд установил, что ей регулярно перечислялась зарплата, а кроме того, она получила страховое обеспечение в связи с материнством в виде пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Разбирая это дело, суды отклонили довод защиты о необходимости исключить из суммы взятки социальные выплаты, полученные супругой Курьянова из Фонда социального страхования − по их мнению, источник происхождения денежных средств, зачисленных на ее банковскую карту, на квалификацию его действий не влияет. Обжаловать эту позицию Курьянов не смог и обратился в КС РФ.
Но КС РФ указал, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, граждане России, которые работают по трудовым договорам и являются застрахованными лицами, а соответственно и право супруги Курьянова на страховое обеспечение в связи с материнство также обусловливалось ее трудоустройством.
"Супруга заявителя, как это установлено судами, работу по трудовому договору не осуществляла, а значит, не могла относиться к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и не приобрела статус застрахованного лица", − пояснил КС РФ.
Таким образом, оспариваемое Курьяновым положение, по мнению КС РФ, не порождает неопределенности, в результате которой лицо лишалось бы возможности осознавать противоправность своих поступков и предвидеть наступление ответственности за их совершение, и само по себе не может расцениваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявителя.