САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 сен - РАПСИ, Михаил Телехов. Возможность назначать принудительное лечение и продлевать его практически пожизненно вне зависимости от тяжести деяния и строгости наказания ограничивает свободу граждан. На эту особенность применения мер медицинского характера обратил внимание Салехардский городской суд и обратился в Конституционный суд (КС) РФ с просьбой проверить некоторые положения УК РФ.
Как рассказали РАПСИ в пресс-службе КС РФ, Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа направил два запроса, столкнувшись с неопределенностью в Уголовном кодексе РФ в двух процессах.
Хроническое заболевание
Оба касаются преступлений, совершенных больными шизофренией. В обоих случаях было назначено принудительное лечение амбулаторно и эти меры медицинского характера продлевались несколько раз. В обоих случаях инициатор продления, а именно психоневрологический диспансер, обращал внимание суда на то, что состояние психического здоровья больных не улучшалось, что поступали жалобы на их неадекватное поведение и что сохранялись риски совершения ими новых общественно-опасных деяний. На заседаниях суда отмечалось, что шизофрения является хроническим заболеванием и сопровождает больных всю жизнь, чередуя стадии обострения и ремиссии.
В итоге Салехардский городской суд обратил внимание на то, что в данных случаях принудительное лечение уже ведется не в качестве формы реагирования на конкретное общественно-опасное деяние, а как общая профилактическая мера в рамках традиционного лечения пациентов, что противоречит назначению мер уголовно-правового характера.
Принудительно и пожизненно
То есть, действующее законодательство не мешает вне зависимости от тяжести деяния, совершенного осужденным, и вне зависимости от строгости наказания продлевать однажды назначенное судом принудительное лечение пожизненно, а порой и увеличивать объемы изначально возложенных обременений, например, переводить осужденных с амбулаторного лечения в стационар.
"Юридические основания для отказа в удовлетворении поданного представления (о продлении принудительного лечения - прим.ред.) отсутствуют. Нормы права, на которую сторона защиты могла бы сослаться в подкрепление своих возражений, в уголовном законе не существует", - говорится в запросах заявителя.
По его мнению, сложившаяся ситуация обусловлена тем, что положения статей 97, 99, 100 и 102 УК РФ не предусматривают предельных сроков применения принудительных мер медицинского характера, а потому Салехардский городской суд и попросил КС проверить конституционность этих норм.