САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Обязанность некоммерческой организации (НКО) заявить о своем статусе иноагента зависит от ее намерения заниматься политической деятельностью и должна реализовываться исходя из ее самостоятельной оценки своих планов на будущее. Об этом говорится в изученном РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ № 509-О/2023, которым было отказано в рассмотрении жалобы АНО "Институт права и публичной политики" ("ИПиПП").
Оштрафовали за политику
Заявитель был привлечен к административной ответственности за то, что, получая иностранное финансирование, занималась политической деятельностью, как она определена в Постановлении КС РФ № 10-П/2014. Оштрафовав "ИПиПП", суды указали, что НКО, выполняющая функции иностранного агента, самостоятельно должна подавать заявление о включении в соответствующий реестр, чего заявителем сделано не было.
Юристы "ИПиПП" посчитали, что определение понятия "политическая деятельность" в вышеупомянутом постановлении КС РФ не имеет "законодательной" силы, а соответственно, привлечение НКО, занимающуюся научной деятельностью, к административной ответственности за политическую деятельность без оформления статуса иноагента, мера произвольная и обусловлена неопределенностью части 1 статьи 19.34 КоАП РФ. В итоге АНО "ИПиПП" попыталась оспорить эту норму.
Наука — это не политика
Но КС РФ разъяснил, что обязанность НКО официально принять статус иноагента, направив заявление о включении ее в соответствующий реестр, возникает у НКО только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности.
"Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности... даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику", — говорится в определении КС РФ.
При этом КС РФ подчеркнул, что данная обязанность (подача заявления о включении организации в НКО-иноагентов) должна реализовываться в уведомительном порядке – исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений – до начала осуществления политической деятельности.
Также КС РФ отметил, что "ИПиПП" в своей жалобе в очередной раз пытается добиться от КС РФ квалифицировать осуществляемую заявителем деятельность в качестве научной. КС РФ разъяснил, что разрешение такого рода вопросов, будучи связанным с исследованием доказательств и установлением фактических обстоятельств, не входит в его полномочия.