МОСКВА, 4 июн - РАПСИ. Недобросовестное поведение клиентов страховых компаний, например, намеренный недопуск к поврежденному имуществу экспертов, а также форс-мажоры являются поводом для освобождения страховщика от обязанности оплатить неустойку, проценты, штраф или компенсацию морального вреда, разъясняет Верховный суд РФ в проекте постановления Пленума.
При этом именно страховщик должен доказать, что нарушение сроков осуществления страхового возмещения произошло вследствие непреодолимой силы, уточняет высшая инстанция.
«Страховщик также может быть освобожден от взыскания неустойки, процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, штрафа, а также компенсации морального вреда, если докажет, что неисполнение обязательств по выплате страхового возмещения имело место вследствие виновных действий либо бездействия страхователя (выгодоприобретателя) (статья 404 ГК РФ).
Например, страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объеме или своевременно, если страхователь не обеспечил доступ эксперта к поврежденному имуществу и (или) возможность его осмотра (статья 401 и пункт 3 статьи 405 ГК РФ)», − говорится в документе.
Кроме того, суд вправе уменьшить размер ответственности страховщика, если клиент умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, либо не принял разумных мер к их уменьшению, отмечает ВС.