МОСКВА, 13 авг — РАПСИ. При рассмотрение административных дел об оскорблении суд не обязан обращаться в экспертную организацию для оценки недопустимости конкретных фраз и сообщений, а может сделать выводы на основе собственного восприятия, следует из изученного РАПСИ постановления Верховного суда РФ.
В суд обратился привлеченный к ответственности за оскорбление мужчина, писавший оскорбительные смс-сообщения на телефон потерпевшей о ней и ее сыне. Он был признан виновным по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ (Оскорбление нескольких лиц) и оштрафован на 10 тысяч рублей. Заявитель жалобы посчитал, что нецензурные сообщения не оскорбляли его визави, а нижестоящие суды должны были положить в основу решения по административному делу в его отношении экспертное заключение.
«Как усматривается из материалов дела, в период с 31 декабря 2022 года по 1 марта 2023 года заявитель неоднократно направил на принадлежащий потерпевшей мобильный телефон <...> смс-сообщения с текстом, содержанием которого явились высказывания, выраженные им в отношении нее и другого лица в неприличной, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, в том числе с использованием ненормативной лексики, унижающие их честь и достоинство», — отмечается в постановлении ВС.
В основу решения были положены скриншоты текстовых сообщений, письменные объяснения сторон производства и другие материалы дела, которым была дана оценка на предмет допустимости. Привлеченный к административной ответственности не скрывал, что это именно он отправлял оскорбления, но настаивал, что их содержания не носило оскорбительный характер.
«Довод жалобы о том, что по делу не проводилась лингвистическая экспертиза, не может повлечь отмену судебных актов. В данном случае в материалах дела достаточно доказательств, позволивших рассмотреть его по существу и принять законное решение», — отмечается в постановлении ВС.
Суд высшей инстанции также подтвердил, что в отправленных сообщениях имело место оскорбление потерпевшей и ее сына, их чести и достоинства, в том числе с использованием нецензурной лексики. Также заявитель настаивал, что в сообщениях нельзя было оскорбить сына потерпевшей, поскольку смс отправлялись только на ее телефон. Высшая инстанция уточнила, что унижение чести и достоинства нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, в результате одного оскорбительного действия должны квалифицироваться по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ, а ошибки в решениях нижестоящих судов не было.
«Решение по делу об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу заявителя — без удовлетворения», — указано в постановлении.
(Постановление № 4-АД24-20-К1)