МОСКВА, 5 сен — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ подтвердил запрет на самовольное оставление рабочих мест в местах лишения свободы, следует из изученного РАПСИ определения суда.
В августе ВС подтвердил законность отказа в административном иске заключенного Михаила Курилова, привлеченного администрацией исправительного учреждения к дисциплинарной ответственности за самовольный уход с рабочего места. Заявитель жалобы посчитал, что спорная норма нуждается в уточнении, поскольку он почувствовал недомогание, а это говорит об исключительной причине его поступка.
Заявитель просил суд признать недействующим подпункт 12.28 пункта 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которому осужденным к лишению свободы запрещается оставлять без разрешения администрации исправительного учреждения рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия.
Осужденный посчитал, что обжалуемая норма противоречит положениям Конституции и Уголовно-исполнительному кодексу, поскольку Правила не содержат каких-либо исключений даже в случае возникновения угрозы жизни и здоровью осужденного.
В суде высшей инстанции напомнили, что осужденные имеют право на охрану здоровья: получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Заключенный может обратиться к любому работнику исправительного учреждения, который обязан принять меры для организации круглосуточного оказания ему помощи без предварительной записи.
«Оспариваемое положение не ограничивает прав лиц, находящихся в заключении, на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. При этом в случае потребности оставления рабочего места, общежития или помещения, в котором проводится массовое мероприятие, ввиду ухудшения самочувствия, на что ссылается административный истец, сообщение об этом работникам исправительного учреждения обусловлено необходимостью исполнения администрацией исправительного учреждения возложенных Правилами обязанностей по организации оказания осужденным к лишению свободы медицинской помощи, то есть направлено на обеспечение их интересов», — указано в определении.
Суд также установил, что обжалуемый нормативный акт принят уполномоченным органом с учетом всех требований закона. Генеральная прокуратура также просила оставить иск без удовлетворения.
Представитель Минюста ранее упоминал, что обжалуемое положение принято в целях соблюдения осужденными к лишению свободы режима пребывания в исправительном учреждении.
«Осужденные не могут самостоятельно и свободно передвигаться в пределах исправительного учреждения. Это предусмотрено не только Правилами распорядка, но и другими нормативными актами... если говорить о возможности оказания медицинской помощи, то иными положениями Правил распорядка исчерпывающим образом установлен правовой режим оказания такой помощи», — отмечал представитель административного ответчика.
(Решение №АКПИ24-175)