САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 сен - РАПСИ, Михаил Телехов. Законодатели должны создать резервный механизм для оперативного предоставления лекарств больным жизнеугрожающими редкими заболеваниями, когда региональным властям не хватает бюджетных средств на дорогие лекарства, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Соответствующие выводы были сделаны в ходе рассмотрения запроса Государственного совета Республики Татарстан. В итоге пункт 10 части 1 статьи 16 и часть 9 статьи 83 федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" признаны не соответствующими Конституции РФ, в том смысле, в каком законодателями не был предусмотрен этот правовой механизм.
Госсовет против
Как было написано в запросе регионального органа власти, действующее законодательное регулирование предусматривает совместное финансирование лечения орфанных заболеваний (включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности - прим.ред.) средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов. Заявитель полагает, что отнесение к компетенции субъектов лечения ряда орфанных заболеваний за счет региональных бюджетов нарушает конституционный принцип разграничения предметов ведения и компетенций между РФ и ее субъектами, и ставит жизнь и здоровье определенной категории граждан в зависимость от экономических возможностей регионов.
Оптимальная система лечения
КС РФ уточнил, что координация вопросов здравоохранения, включая обеспечение граждан доступной и качественной медицинской помощью, определяется в Конституции РФ как предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.
"Федеральная система лекарственного обеспечения предполагает возможность за счет формирования перечня препаратов, исходя из их эффективности и централизации системы закупок, обеспечить лекарствами значительное число граждан. В свою очередь, региональная система позволяет учитывать индивидуальные потребности больного", - разъясняет пресс-служба КС РФ позицию суда и отмечает, что такое сочетание обеспечивает оптимальную, с учетом имеющихся ресурсов, систему лечения орфанных заболеваний.
Также КС РФ указал и на совершенствование правовых инструментов льготного лекарственного обеспечения, создание специального фонда для лечения больных орфанными заболеваниями детей. Эти меры, по мнению КС РФ, призваны снизить нагрузку на бюджеты субъектов и позволяют им грамотно перераспределять освободившиеся средства.
Единственный доступный способ
При этом КС РФ подчеркнул, что для больных, страдающих орфанными заболеваниями, получение лекарств от государства – фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение.
В случае же недостаточности у субъектов собственных средств, считает КС РФ, обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному решению, но не обеспечивает в полной мере медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.
"Никакие обстоятельства финансового или организационного характера не могут служить оправданием для отказа или задержки предоставления лекарственной терапии гражданам, страдающим орфанными заболеваниями. Для предотвращения неотвратимого ухудшения здоровья при задержке лечения необходим особый механизм, который своей целью имел бы наиболее оперативное предоставление лекарств нуждающимся, когда органы государственной власти субъекта РФ не могут надлежаще исполнить данную обязанность", - говорится в постановлении КС РФ.
При этом КС РФ утверждает, что такой механизм в настоящее время законодательством не предусмотрен.
Поэтому оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ.
Таким образом, федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения в возможно более короткий срок. До этого момента с субъектов РФ не снимается обязанность по лекарственному обеспечению граждан, страдающих орфанными заболеваниями, в установленном порядке.