МОСКВА, 27 ноя — РАПСИ. Региональные чиновники не могут ставить условие об оказании неотложной медицинской помощи исключительно через вызов по экстренному номеру "112", отмечает Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики.

"Медицинской организации не может быть отказано в выплате субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам скорой медицинской помощи вне медицинской организации, ввиду того, что вызов скорой медицинской помощи совершен способами, не предусматривающими набор единого номера «112»", — указывает высшая инстанция.

В документе приводится пример судебного разбирательства, в котором врачи оспаривали региональный нормативный правовой акт, закрепляющий, что получатель субсидии должен осуществлять деятельность в рамках системы единого номера вызова скорой медицинской помощи. Согласно положениям закона, в предоставлении субсидии могло быть отказано в случае оказания скорой медицинской помощи не в рамках системы единого номера вызова.

Врачи полагали, что такие нормы, во-первых, нарушают право использования медицинской организацией своего номера для приема вызовов скорой помощи, а во-вторых, право пациентов на выбор способа вызова скорой помощи.

Суд поддержал позицию медиков и признал оспоренную норму регионального нормативного правового акта недействующей.

Действительно, в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи в России функционирует система единого номера вызова. Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №958, предусматривает возможность осуществления вызова скорой медицинской помощи по телефону путем набора номера «112» (подпункт «г» пункта 7), констатирует ВС.

"При этом в пункте 9 Порядка оказания скорой помощи закреплено, что вызов скорой медицинской помощи осуществляется: по телефону путем набора номеров «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь; с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности; при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь; при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб", — отмечает ВС.

Таким образом, федеральным законодательством, в частности Порядком оказания скорой помощи, предусмотрена возможность вызова скорой медицинской помощи не только по единому номеру вызова скорой медицинской помощи, резюмирует высшая инстанция.