МОСКВА, 28 ноя — РАПСИ. Суд может расценивать мотив совершения преступления, как хулиганский, даже если оно совершено в ночное время и в отсутствие очевидцев, разъясняет Верховный суд РФ во втором Обзоре судебной практики за 2024 год. 

«По пункту «и» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации следует квалифицировать убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение, в частности, когда поводом для убийства становится спровоцированный самим виновным конфликт с ранее незнакомой ему потерпевшей», — отмечает высшая инстанция.

ВС ссылается на дело об убийстве, по которому защитник в жалобе указал  на необоснованное вменение квалифицирующего признака убийства «из хулиганских побуждений». При этом адвокат ссылался на возникновение между осужденным и потерпевшей конфликта, словесной перебранки в ночное время в безлюдном месте. 

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ установила, что осужденный беспричинно напал на потерпевшую и жестокость избил ее, в результате чего женщина скончалась. 

«(Фигурант) сам спровоцировал конфликт с незнакомой ему женщиной, которая не желала, как это видно на видеозаписях и отражено в приговоре, общения с ним, и использовал его в качестве повода для убийства. 

Несмотря на совершение преступления в ночное время и в отсутствие других лиц, суд, исходя из совокупности фактических обстоятельств, в том числе свидетельствующих о его совершении в общественном месте, и оценки субъективного отношения виновного к содеянному, пришел к обоснованному выводу о том, что убийство совершено на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, оно являлось открытым вызовом общественному порядку и было обусловлено желанием (осужденного) противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение», — разъясняет ВС РФ.

(Определение № 53-УД22-27-А5)