Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

 

День юриста в современной России превратился в один из самых массовых профессиональных праздников. Никакие угрозы и уговоры государственных мужей не могут повлиять на желание сотен тысяч молодых людей получить юридическое образование. Оттого именно профессиональные риски студентов юрфаков попали сегодня в центр нашего внимания.

В истории России было два периода перепроизводства юристов.

Первый спровоцировало начало судебной реформы Александра II. Неожиданное государственное внимание вкупе с дефицитом профессионалов гарантировало владельцам юридического образования хорошую должность. Крупнейшие университеты империи столкнулись с невиданным наплывом желающих получить заветный диплом.

В итоге, хорошие места на госслужбе закончились быстрее, чем в университетах доучился первый массовый набор юристов нового образца. Как известно, такое перепроизводство привело к "золотому веку" российских судов: с самыми красноречивыми в российской истории адвокатами (Федор Плевако, Петр Александров, Александр Урусов…), непредвзятыми присяжными и гуманными судьями, некоторые из которых начинали карьеру адвокатами (Анатолий Кони).

Второй бум начался уже в новом тысячелетии, когда число студентов-юристов за десятилетие выросло на двадцать порядков. На весь Советский Союз было 52 юридических  факультета, сегодня их от тысячи до полутора тысяч (с учетом филиалов). На них обучается более 800 тысяч человек. Для сравнения даже бурно развивающаяся экономика Китая не способна трудоустроить 787 тысяч выпускников юрфаков, из-за чего китайские чиновники вынуждены просит у зарубежных коллег совета, что делать с переизбытком студентов-юристов.

Согласно оценкам Росстата, в настоящее время из примерно 1,5 миллионов обладателей высшего юридического образования по специальности работают не более половины. При этом пятая часть из них работает в Москве и примерно 6,3% - в Санкт-Петербурге.

Россия оказалась в парадоксальной ситуации: при колоссальном количестве выпускников юридических вузов обнаружилась нехватка квалифицированных кадров. Численность адвокатов в России оценивается в 55-60 тысяч человек. При этом самый громкий судебный процесс года обслуживают люди сомнительных профессиональных качеств.

Оба юридических бума, что 150 лет назад, что сегодня, объединяет одна и та же потребность – соответствовать основным мировым стандартам для полноценного выхода страны на мировой рынок. Нынешнее включение России в международные интеграционные процессы превращает вопрос признания дипломов отечественных вузов зарубежными партнерами в необходимость.

В частности, вступление России в ВТО выявило острую нехватку профильных специалистов. По подсчетам, для защиты экономических интересов российского бизнеса на международной арене понадобятся минимум 300 госслужащих и несколько тысяч юристов и экономистов, знающих стандарты и требования этой организации.

"Семнадцать лет вступали мы в ВТО, но так и не подготовили специалистов больше чем несколько десятков. А их нужно в сотни раз больше, чтобы у нас было, кому защищать и интересы страны, и интересы отдельных компаний", - обеспокоен президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Теперь же на их подготовку планируется выделить из бюджета не менее 300 млн рублей. Наиболее острая нужда — в специалистах-международниках, которые смогли бы работать в штаб-квартире организации.

Перспективы юристов

Подробнее о наиболее актуальных тенденциях на рынке труда для абитуриентов, студентов и выпускников юридических факультетов рассказал РИА Новости директор по исследованиям компании HeadHunter Глеб Лебедев.

"За последние три года количество вакансий для юристов выросло на 50%, при этом в 2012 году рост был активнее, чем двумя годами ранее. Ситуация со спросом на специалистов говорит о том, что в первой половине следующего года спрос на юристов будет высоким. За последние три месяца в юридической сфере было опубликовано 11,858 тысячи вакансий, при этом на каждую из них от соискателей приходит в среднем 80 откликов", - сказал Лебедев.

По словам эксперта, юридическая сфера достаточно низкодефицитная, конкуренция среди соискателей высокая, поэтому работодатель может выбирать.
 
"У нас есть показатель дефицитности специалистов для работодателя - hh.индекс. Он показывает, сколько резюме приходится на одну вакансию.По позиции юрист hh.индекс равен 9,1, что является высоким значением, практически в два раза превышающим общерыночное на текущий момент. У руководителя юридического отдела hh.индекс еще выше – 15,1. Это значит, что на одну вакансию претендует в среднем 15 соискателей", - пояснил Лебедев.
 
Эксперт отметил, что динамика зарплат у юристов в целом положительная, однако, зарплата растет не слишком быстро.

"Среднее по России зарплатное предложение у юриста за три года выросло на пять тысяч рублей, с 35 тысяч до 40 тысяч. У руководителя юридического отдела средняя зарплата по стране выросла на десять тысяч рублей, с 80 тысяч до 90 тысяч. По нашим прогнозам, в течение следующего года зарплата у юристов вырастет не более чем на 5-7%", - пояснил он.
 

По словам Лебедева, если сравнить зарплату юристов в разных городах, то самую высокую оплату труда предлагают в Москве – 45 тысяч рублей, а меньше всего в Казани – 17,5 тысячи рублей. Руководителю юридического тдела опять же больше всего предлагают в Москве – 100 тысяч рублей, а меньше всего в Нижнем Новгороде – 35 тысяч рублей.

Лебедев добавил, что падение спроса на юристов и руководителей юридических отделов продолжалось со второго полугодия 2010 до второго полугодия 2011 года. «После этого кризисного для юридической сферы времени на протяжении года идет стабильный рост количества вакансий для юристов», - отметил он.

Однако анализ рынка однозначно показывает, что студенту, желающему реализоваться в юридической профессии, необходимо начинать работать параллельно с учебой, причем как можно раньше. Структура спроса на юристов в зависимости от опыта работы выглядит так:

 

 

Юрист

Руководитель юридического отдела

Нет опыта

6%

1%

От 1 года до 3 лет

51%

14%

От 3 до 6 лет

39%

67%

 Более 6 лет

4%

18%

 

"Секвестр" юристов

Однако совмещать полноценную работу с учебой юристам в ближайшие годы станет, определенно, еще сложнее, поскольку государство сделало ставку на сокращение числа бюджетных мест и сужение альтернатив в выборе места обучения для непрофильных юристов.

Уже в 2011 году государство на 39% сократило число бюджетных мест на гуманитарных факультетах, включая юридические. А 9 ноября этого года стало известно, что Министерство образования и науки в этом году намерено уменьшить число бюджетных мест для желающих стать юристами на 30 тысяч.
Впрочем, эффективность этого метода вызывает серьезные сомнения. Минобрнауки последние годы последовательно урезало бюджетный прием в правовые вузы, что приводило лишь к увеличению числа "платников". По данным, приведенным министром образования и науки Андрея Фурсенко, в 2004-2009 гг. было упразднено 12 тысяч бюджетных мест в юридических вузах. За то же самое время число студентов-юристов, обучающихся на коммерческой основе, выросло на 102 тысячи человек.

Председатель правления Ассоциации юристов России Игорь Манылов считает, что у нас нет кризиса перепроизводства юристов. У нас кризис качества юридического образования. Другими словами, проблема не в переизбытке студентов юрфаков, а в чрезмерной доле выпускников коммерческих форм обучения среди них.

Неприкосновенность платных студентов заставляет сомневаться в искренней заинтересованности руководящего и преподавательского состава вузов в повышении качества образования. Не является секретом, что юридические факультеты превратились в прибыльный бизнес. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, юрфаки давно стали для руководителей вузов дойной коровой: "Я как ректор и, зная своих коллег, говорю, что если у меня сейчас юрфак закроют, то университет пропадет".

Не сложно догадаться, как именно обилие платных студентов с невысоким уровнем знаний влияет на коррумпированность некоторых сотрудников юридических факультетов. Между тем, многие исследователи утверждают, что именно взяточничество является первопричиной если не всех, то большинства сбоев в работе российской системы образования.

Влияют платные студенты и на психологию своих бюджетных собратьев. Сегодня более 65% будущих российских юристов считают, что данной профессиональной группе не присуще честное и законопослушное поведение (опрос проводился на трех юридических факультетах, входящих в десятку лучших по России). Это означает, что для будущих юристов не имеет большой значимости мнение коллег о его компетенции, а значит и нет стимула для самосовершенствования.

Совершенно непонятно, как сокращение бюджетных факультетов повлияет на одну из главных проблем юридического образования в России – дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики. Ничего не говорится об обеспечении соответствующего качества на каждом уровне диверсифицированного юридического образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Между тем, вопрос соответствия европейским стандартам "болонской системы" не только по форме, но и по содержанию является одним из главных препятствий участия российских специалистов в международных проектах.

Примером выхода из этой ситуации теоретически могла бы послужить история американской медицины, столкнувшейся со схожим наплывом людей сомнительного профессионального уровня в конце XIX века.

Создать одну из сильнейших в мире медицинских сетей практически с нуля удалось благодаря "сильной программе" академических медиков.

С 1880 по 1930-е годы они собрали в единую ассоциацию всех, кто хотел называться врачом, добились запрета на практику для всех, кроме входящих в ассоциацию. А затем постоянно ужесточали требования к членам ассоциации. Лояльности остальных членов ассоциации они добивались идеей повышения гонораров по мере сокращения числа специалистов, имеющих право на практику. Одновременно повышалось и качество образования в медицинских колледжах, так как их выпускники должны были удовлетворять растущим требованиям ассоциации.

Потребности юристов

Сегодня есть все основания полагать, что в ближайшем будущем будет острая необходимость в узкоспециализированных юристах, поэтому "специалистам широкого профиля" и начинающим юристам необходимо задуматься над направлением, в котором они хотели бы развиваться дальше.

Эксперты прогнозируют рост спроса в ближайшие годы на корпоративных юристов. Это относится и к налоговым юристам, и к личным юристам, и к специалистам, занимающимся недвижимостью и землей.

Зарплаты также, судя по всему, продолжат расти.

 

Вакансия

Город

Зарплата, тыс. руб

Dispute Resolution Professional Support Lawyer

Москва

От 310

Партнер/Ведущий юрист головного офиса

Москва

От 300

Юрист-международник

Москва

От 250

Главный юрист

Москва

От 200

Руководитель юридического департамента

Москва

От 200

Юрист-международник в крупный холдинг

Москва

От 270

Юрисконсульт (международное право)

Москва

От 180

Старший юрист (недвижимость)

Москва

150 – 250

Директор по правовым вопросам филиала

Новосибирск

200

Начальник Юридического Управления

Москва

170 – 200

 

В то же время Россия испытывает острейшую потребность в создании максимально доступной и демократической системы всеобщего правового обучения и воспитания населения. О чем неоднократно заявлял Дмитрий Медведев, как на посту президента России, так и став премьер-министром, об этой же задаче в различных формулировках глаголят эксперты и чиновники всех уровней. Вероятно, базовой площадкой для такой массовой работы могли бы послужить народные университеты правовых знаний, успешно работавшие в советское время. Сегодня их функцию вполне способны взять на себя бесчисленные юрфаки в непрофильных вузах и колледжах, которые гораздо проще и выгоднее перепрофилировать, чем закрывать.