МОСКВА, 27 янв — РАПСИ. Подкастинг не требует специального законодательного регулирования, а должен соблюдать те правила, которые уже действуют в сети Интернет, считает заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин.
«Сегодня подкастинг и любое распространение массовой информации подлежит регулированию во всех юрисдикциях: в Европе, США, Китае. Везде мы видим пример и тенденции урегулирования отношений в сети Интернет. Наверное, неправильно говорить, что у подкастинга должно быть самостоятельное регулирование», — сказал Едидин в ходе круглого стола, отметив, что по сути создатели подкастов не отличаются от блогеров из YouTube, VK и других платформ.
Как отметил эксперт, в настоящее время существует мультиплатформенность, когда все блогеры параллельно развиваются в различных средах, но от этого суть отношений, суть взаимодействия между площадкой и блогером не меняется.
«Глобально я бы говорил об общих требованиях, которые распространяются на все отношения в сети Интернет, на тех субъектов, которые так или иначе связаны с формированием информационного поля и политики», — пояснил Едидин.
Со своей стороны директор по работе с государственными органами ООО «Яндекс» Игорь Алексеев также подтвердил, что создатель подкаста в первую очередь гарантирует, что его материал не содержит запрещенной информации.
«Вся информация, которую можно размещать, описана в нашем законодательстве. Сервис также осуществляет модерацию и следит, чтобы контент соответствовал нормам», — сказал он.
По мнению эксперта, наиболее эффективным способом регулирования подкастинга на данном этапе становления будет подход, основанный на принципах саморегулирования.
«Сфера новая, и нельзя сказать, что все однозначно, но в то же время действующее законодательство значительно покрывает перечень вопросов, которые возникают в этой сфере», — считает Алексеев.
Он также отметил, что на данном этапе стоит достаточно гибко подойти к вопросу регулирования подкастинга. «Излишнее регулирование может привести к тому, что сфера перестанет развиваться, а гибкое регулирование и саморегулирование поможет получить индустрии дальнейшее развитие», — уверен эксперт.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин также считает, что подкастинг подпадает под общее законодательное регулирование.
«Сегодня ни в одной стране мира нет специального регулирования подкастинга, он подпадает под общее регулирование. По сути драйверами развития индустрии являются лидеры общественного мнения, популярные личности, инфлюенсеры», — сказал Горелкин. Однако парламентарий подчеркнул, что необходимо понимать, кто отвечает за контент — платформа или автор.
«Если публикуется спорный контент, чья будет зона ответственности? Необходимы ли дополнительные правовые нормы с точки зрения рынка и индустрии?», — отметил Горелкин.
Депутат также сообщил, что в России происходит настоящий бум подкастов, в 2021 году насчитывалось 13 тысяч подкастов на русском языке, а к сентябрю 2022 года их количество, по прогнозам, вырастет до 17 тысяч. Ежедневно появляются 12 новых подкастов.
«Мы весь прошлый год готовили и продолжаем готовить специальное регулирование по аудиовизуальным сервисам и в ходе этой дискуссии вышли и на индустрию подкастов, которая действительно очень динамично развивается и растет. С одной стороны, подкасты сегодня регулируются как аудиовизуальные сервисы, но, с другой стороны, есть мнение, что это такой определенный вид СМИ», — рассказал Горелкин.