Государственной думой РФ в 2024 году для устранения правовых неопределенностей, выявленных Конституционным судом (КС) РФ, было принято 27 федеральных законов, и только два из них были приняты во исполнение решений именно прошлого года. Об этом говорится в опубликованном на сайте КС РФ информационно-аналитическом отчете.
По данным секретариата КС РФ, активность федеральных законодателей соответствует показателям 2023 года. Для примера, в 2021 году было принято 20 федеральных законов и 2 подзаконных нормативных правовых акта, а в 2022 году — 20 федеральных законов. Но, как отмечает секретариат КС РФ, 19 федеральных законов, принятые в 2024 году, стали исполнением решений 2023 года, остальные были направлены на исполнение постановлений 2015, 2020, 2021, 2022 годов. По решениям 2024 года в 2024 году было принято два федеральных закона.
Всего в 2024 году в КС РФ поступило 13 258 обращений, что выше показателей прошлого года (для сравнения: в 2023 году поступило 12 540 обращений). По ним было принято 59 постановлений, 19 из которых предполагают необходимость изменения правового регулирования, и 3 670 определений с отказом в рассмотрении жалоб, но с пояснением правовых позиций.
Начало срока индексации
Федеральный закон был принят во исполнение Постановления КС РФ № 3-П/2024, в котором была выявлена неопределенность действующего гражданского и бюджетного законодательства, проявившаяся в неоднозначном решении вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства.
Заявители Ирина Гусева и Сергей Тихомиров взыскали с государственных учреждений конкретные суммы и из-за задержек выплат (в одном случае из-за ошибочного направления исполнительного листа в другую инстанцию) обратились в суды для их индексаций. Получив отказы и посчитав, что суды не стали индексировать бюджетные средства, направили жалобы в КС РФ, попросив проверить конституционность статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2, абзаца 1 пункта 5, абзаца 1 пункта 6 и абзаца 1 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В итоге оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку неопределенность их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства и средства бюджетных учреждений.
Постановление КС РФ по этому делу было вынесено 25 января 2024 года, а 8 августа 2024 года был принят федеральный закон, которым были внесены изменения в ряд кодексов и согласно которым, индексация присужденных судом денежных сумм производится со дня поступления на исполнение исполнительных документов, а в случае ошибочного направления исполнительных документов индексация присужденных судом денежных сумм производится со дня поступления указанных исполнительных документов в орган, в который указанные исполнительные документы были ошибочно направлены.
При этом в секретариате КС РФ было отмечено, что данный федеральный закон был принят не только для исполнения постановления КС РФ № 3-П/2024, но и постановления КС РФ № 34-П/2023.
Предприниматели, но не ИП
Также федеральный закон был принят во исполнение Постановления КС № 6-П/2024, в котором была обоснована необходимость скорейшего исключения неопределенности в решении вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской.
Как следует из материалов этого дела, житель Казани Юрий Бужин и жительница Московской области Лариса Салимжанова не были зарегистрированы в качестве ИП, но занимались предпринимательской деятельностью. При этом налоговые органы требовали с них обязательной уплаты налогов, но отказывали в применении профессионального налогового вычета. Суды также встали на эту позицию. В итоге заявители попросили КС РФ проверить конституционность пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса (НК) РФ. И эти нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ.
В своем постановлении КС РФ отметил разницу статусов налогоплательщиков. "Например, физические лица, не являющиеся ИП и не занимающиеся предпринимательством, вправе при наличии достаточных оснований применить освобождение доходов от налогообложения, ИП могут воспользоваться профессиональным налоговым вычетом, который дает возможность учесть расходы, а если таковые не посчитать, то они имеют право на применение вычета в размере 20 процентов от общей суммы доходов. Но физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве ИП, при взаимодействии с налоговыми органами не вправе ссылаться на то, что они не являются ИП, но при этом они не получают права на налоговые вычеты", — говорилось в материалах суда.
В итоге КС РФ решил, что физические лица, не зарегистрированные как ИП, но признанные налоговыми органами предпринимателями, должны приобретать не только обязанности ИП по уплате НДФЛ, но и право на получение профессионального налогового вычета. Это решение было принято 14 февраля. И 8 августа 2024 года был принят федеральный закон № 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которым эта позиция КС РФ была закреплена законодательно.
Вокзал уже снесли
Кроме того, по решениям КС РФ 2024 года два федеральных закона были приняты уже в 2025 году.
Один — по Постановлению КС РФ № 17-П/2024, принятому в связи с жалобой градозащитника Дмитрия Сергеева, который попытался встать на защиту здания вокзала железнодорожной станции Токсово, которое РЖД готовило под снос. Заявитель пытался добиться включения постройки в перечень объектов культурного наследия (ОКН) и подал иск в суд с ходатайством о применении мер предварительной защиты в виде отмены дейстивя изданного региональными властями документа, позволяющего реализовать демонтаж конструкций. Ему отказали, указав на то, что какие-либо меры предварительной защиты при оспаривании нормативного правового акта, кроме запрета его применения к административному истцу, не предусмотрены. А истец пытался защитить постройку. Пока он судился, здание вокзала снесли и поставили вместо него новый вокзал, хотя итоговым решением суда документ был признан недействующим.
Тогда заявитель попросил КС РФ проверить конституционность статьи 85, части 4 статьи. 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.
КС РФ отметил, что условия применения мер предварительной защиты при оспаривании приказов об отказе в придании объекту статуса культурного наследия не отвечают принципам справедливого правосудия, не согласуются с конституционным признанием культуры уникальным наследием многонационального народа России и не содержат эффективных судебных гарантий охраны ОКН. В итоге КС РФ признал оспариваемую норму противоречащей Конституции РФ. Это решение было принято 11 апреля 2024 года, а 20 марта 2025 года законодатели приняли федеральный закон № 37-ФЗ "О внесении изменения в статью 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", которым второе предложение статьи 211 КАС РФ было изложено в следующей редакции: "Принятие иных мер предварительной защиты допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт определяет правовой режим объекта и (или) условия его использования (эксплуатации) и (или) защиты."
Запрос Верховного суда
Другой федеральный закон 2025 года был принят во исполнение Постановления КС РФ № 31-П/2024, которое было принято в связи с запросом Верховного суда РФ относительно срока подачи заявления об индексации присужденных судом денежных средств.
Суть дела была в том, что в августе 2010 года Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск ПАО "Пермэнергосбыт" о взыскании 1,9 миллиона рублей задолженности за электрическую энергию, поставленную ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети". В мае 2011 года долг был погашен. А в ноябре 2022 года энергосбытовая компания взыскала с клиента еще около 150 тысяч рублей — индексацию присужденных сумм за длительное неисполнение судебного решения. ВС РФ приостановил производство по этому делу, усмотрев неопределенность в применении допустимого срока для обращения взыскателя с требованием индексации ранее присужденных судом и перечисленных должником денежных средств, и попросил КС РФ проверить конституционность статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
КС РФ согласился с тем, что в правовом государстве лицо не может находиться под угрозой бессрочного имущественного взыскания, что имело бы место, когда индексация присужденных средств производилась бы в любое время после исполнения судебного акта, не будучи ограниченной никаким сроком. Норма была признана не соответствующей Конституции РФ. Это решение было вынесено 20 июня 2024 года, а 1 апреля 2025 года был принят федеральный закон № 54-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым эта неопределенность была устранена.
Отсутствие движения
В своем отчете секретариат КС РФ отметил позитивную динамику усиления внимания к исполнению решений КС РФ, сообщив, что в настоящее время на рассмотрении Государственной думы РФ находится законопроект № 804715-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", которым предлагается дополнить перечень случаев, в отношении которых не применяется отложенный срок вступления в силу. В частности, это касается нормативных правовых актов, направленных на исполнение решений КС РФ.
Но при этом в отчете говорится, что несмотря на позитивную тенденцию проблема несоблюдения сроков исполнения решений КС РФ по-прежнему требует пристального внимания со стороны федерального законодателя.
"Встречаются примеры, когда рассмотрение законопроектов затягивается порой на сроки свыше пяти лет, а последнее движение по законопроекту приостанавливается на неопределенный срок", — говорится в отчете секретариата КС РФ.
Михаил Телехов