МОСКВА, 11 апр - РАПСИ. Госдума приняла в понедельник во втором чтении поправки в закон о госзакупках, призванные обеспечить максимально эффективное и экономичное расходование бюджетных средств, а также сделать начальную цену контракта более понятной и прозрачной, а процедуру госзакупок более корректной.
Законопроект, который вносит поправки в базовый закон о госзакупках, был внесен в Госдуму правительством РФ 1 апреля. В первом чтении нижняя палата парламента приняла его уже 6 апреля. Ко второму чтению по итогам окончательных согласований с государственно-правовым управлением президента РФ на законопроект поступили 54 поправки, из которых половина была поддержана депутатами.
Профильный комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал рассмотреть проект закона и в третьем чтении.
Начальная цена и предквалификация
Законопроект обязывает заказчиков обосновывать в документации о торгах начальную цену контракта с указанием источников получения информации о стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа. При этом источниками такой информации могут быть данные статистической отчетности, официальный сайт, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка, в том числе проведенные по инициативе заказчика посредством заключенного контракта или гражданско-правового договора с экспертами в этой области.
Как пояснил журналистам глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, в базовом законе о госзакупках будет предусмотрено право правительства РФ устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные (так называемая предварительная квалификация), к подрядчикам в определенных товарных группах, видах услуг и работ для федеральных, региональных или муниципальных нужд. Соответствующее решение будет приниматься на заседании правительства. Такая предквалификация позволит, по мнению авторов поправки, исключить недобросовестных подрядчиков.
Также правительство сможет в отношении конкретных заказов для государственных нужд включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта.
В закон также вносится поправка, которая позволит проводить закрытый конкурс (его участниками могут быть только лица, имеющие допуск к государственной тайне), если заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций, редких и ценных изданий. Вместе с тем в сам порядок проведения закрытого конкурса изменения не вносятся.
Товар новый и с гарантией
Вводится требование о поставке товара, который должен быть новым (не бывшим в употреблении, не проходившим ремонт и замену составных частей).
Согласно поправкам, заказчик сможет определить обязательства по контракту, а в случае размещения заказов на поставку машин и оборудования с начальной ценой контракта в 50 миллионов рублей и более и при поставках медицинского оборудования любой стоимости обязан установить требование об обеспечении обязательств по контракту, предоставляющих гарантии производителя и поставщика. При этом обеспечение гарантии поставщика должно быть в размере от 2 до 10% начальной цены контракта.
Предусматривается, что заказчик должен установить требования к гарантийному сроку, обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. В него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), и сами бюджетные учреждения в случае выполнения таких разработок за счет полученных грантов. Также в этот перечень попадают художники-постановщики, декораторы, гримеры и заказы на изготовление декораций, сценической мебели и театрального реквизита и пр.
Кроме того, уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Так, предусматривается обязанность размещения заказа в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общегодового объема поставок товаров или выполнения работ и услуг для всех заказчиков, кроме случаев, когда заказ затрагивает нужд обороны страны и безопасности государства.
В спешке, но без нарушений
Как отметил Шаккум, законопроект рассматривается "в очень сжатые сроки", что не является нарушением регламента.
По его словам, ускоренная процедура введена в связи с тем, что правительству нужно реализовывать программу по закупке медицинского оборудования и техники. Необходимо, чтобы эти закупки проходили максимально эффективно для государства, был выбран лучший товар и с оптимальной ценой, сказал депутат.
Ранее замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев также подчеркивал, что поправки носят "неотложный характер", направлены на эффективность реализации бюджетных средств в текущем году и не отменяют подготовку принципиально нового закона о госзакупках. По его словам, документ, более серьезно совершенствующий эту систему, разработчики должны представить до 1 сентября.
Несмотря на то, что ко второму чтению было подготовлено более полусотни поправок, оппозиционные фракции в Госдуме, как и при процедуре первого чтения, высказались против принятия этого законопроекта в такой спешке и считают его недоработанным. Думская фракция "Справедливая Россия" в начале пленарного заседания высказывалась за снятие законопроекта с рассмотрения.