МОСКВА, 12 мая - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в четверг рассмотрел законопроект с комплексом мер, направленных на снижение нагрузки на судей, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru).
Законопроект предполагает внесение изменений в девять федеральных законов, в том числе в законы, связанные с функционированием судебной системы, а также в Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.
Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов поручил президент РФ Дмитрий Медведев в ходе своего визита в ВАС в ноябре 2010 года. Первый законопроект, разработанный ВАС и также призванный уменьшить нагрузку на судей, - о расширении перечня арбитражных дел, которые подлежат рассмотрению по упрощенной процедуре, - был в апреле внесен в Госдуму.
Участники расширенного заседания Президиума ВАС в четверг в целом одобрили концепцию законопроекта. Наиболее интересные фрагменты обсуждения касались повышения оплаты труда судей и договорной подсудности.
Подробности заседания
Бывший председатель Арбитражного суда Москвы Алла Большова заявила, что она поддерживает идею повышения оплаты труда судей и сотрудников аппарата, но заложенная в проекте привязка величины надбавки к уровню превышения научно обоснованных норм нагрузки, по ее мнению, не соответствует цели законопроекта.
"Судьям, работающим с превышением норм служебной нагрузки, утвержденных Советом судей Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка за работу с превышением норм служебной нагрузки из расчета 1% должностного оклада за каждые 5% превышения норм служебной нагрузки", - говорится в проекте.
Председатель ВАС РФ Антон Иванов предложил установить надбавку для судей, работающих с перегрузкой, от 20 до 100% по усмотрению председателя суда.
Некоторые участники заседания предложили исключить из АПК норму о договорной подсудности, позволяющую сторонам договора выбирать арбитражный суд ля рассмотрения споров по нему.
"Можно было бы полностью отменить, но это не пройдет в Госдуме, потому что крупные компании хотят судиться в Москве, поэтому сейчас написано так, чтобы немного осложнить", - прокомментировал Иванов.
Как говорится в проекте, "условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в определенном арбитражном суде, не может содержаться в формулярах или иных стандартных формах, которые могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения)".
При этом "такое соглашение может быть заключено после возникновения оснований для предъявления иска", указывается в законопроекте.
Надбавка за перегрузку
Разработчики нового законопроекта предлагают несколько групп нововведений. Первая из них касается вопроса оплаты труда судей и сотрудников аппарата суда, работающих с перегрузкой.
При этом научно обоснованные нормы служебной нагрузки судей (это понятие вводится в законодательство впервые) судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов должен устанавливать Совет судей РФ по представлениям председателя Верховного суда РФ и председателя Высшего арбитражного суда РФ.
Председатель ВАС РФ Антон Иванов неоднократно заявлял, что по научным нормам судья должен рассматривать порядка 16 дел в месяц. В соответствии с данными статистического отчета по итогам работы российской арбитражной системы в 2010 году, в среднем по системе нагрузка составила 52 дела на судью, а в арбитражах Москвы и ряда регионов судьи рассматривали по 100 дел в месяц.
Любишь судиться - люби и пошлину платить
Другая группа поправок имеет целью уменьшить число обращений в суд за счет увеличения госпошлины, взимаемой при подаче заявления в суд.
Так, при подаче заявления о признании ненормативного правового акта о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним недействительным, предлагается прогрессивная шкала госпошлины в зависимости от размера оспариваемых заявителем требований.
При этом максимальная пошлина может достигать 200 тысяч рублей, в то время как сейчас пошлина по таким категориям дел не превышает двух тысяч рублей.
Кроме того, предлагается ввести прогрессивную шкалу для пошлины при обращении в каждую вышестоящую инстанцию - от 150% размера пошлины, подлежащей уплате при подаче иска в суд первой инстанции, при подаче апелляционной жалобы до 200% (вариант - 250%) при подаче надзорной жалобы в ВАС РФ.
Возвышение помощника
Помощник, по задумке авторов проекта, будет разъяснять сторонам их права и обязанности, определять по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания, разъяснять сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей и так далее.
Высвобождению судей будут служить и изменения, вносимые в порядок рассмотрения апелляционных жалоб: предлагается часть дел разрешить рассматривать судьям единолично, а не коллегией из трех судей, как в настоящее время. По мнению авторов проекта, судьи могут в одиночку рассматривать, например, жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции.
Кроме того, судьям предлагается дать право устанавливать временные пределы выступления лиц, участвующих в деле.
Эксперимент с судебным запросом
Отдельная статья законопроекта посвящена институту судебного запроса. Разработчики предлагают в порядке эксперимента в течение трех лет предоставить право судьям арбитражных судов обращаться с судебными запросами в ВАС РФ.
"Если по делу, находящемуся в производстве арбитражного суда, до окончания рассмотрения дела по существу судья, рассматривающий дело единолично, или коллегия судей придет к выводу об отсутствии определенности в применении или толковании нормы права в связи с принятием нового закона либо об отсутствии определенности в содержании подлежащей применению в рассматриваемом деле нормы права в связи с наличием различной судебной практики, судья, коллегия судей вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с судебным запросом", - говорится в проекте.
При этом Пленум ВАС РФ должен определить порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится, основания, порядок направления и рассмотрения судебных запросов.
Как уточняется в законопроекте, институт судебного запроса вводится в целях обеспечения единообразия судебной практики.