МОСКВА, 2 июн - РАПСИ. Проблема нелегальных такси в России в последние годы становится все более актуальной, особенно в столице: так называемые "бомбилы" ежегодно зарабатывают в Москве около 1 миллиарда рублей, не платя налоги. При этом легальные таксисты, обеспечивающие высокий уровень обслуживания, зачастую не могут конкурировать с нелегалами, которые не несут дополнительные расходы и предлагают более низкие цены на извоз.
Чтобы навести порядок в этой сфере, в РФ решено сделать обязательным получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа для всех таксистов с 1 сентября 2011 года, эта норма предусмотрена федеральным законом. Профсоюзы таксистов недовольны некоторыми положениями этого закона и считают необходимым пересмотреть сроки вступления его в силу. Седьмого июня они намерены провести в Москве акцию в поддержку своих требований.
Новое решение старой проблемы
Разработчики нового документа "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрели, что разрешение на работу для такси будет действовать только на территории того региона, где оно было выдано, а если между регионами заключено соглашение, то оно будет действительно и на территории другого региона. При этом отсутствие разрешения на перевозки повлечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей.
Как пояснил РИА Новости председатель профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, с 2014 года в регионах будет определяться максимальное количество такси с учетом потребностей городов, при этом сверх квоты разрешения будут выдаваться только на основе аукциона, который предполагается ввести с 2015 года. Он отметил, что в настоящее время подавляющее большинство такси в столице работают нелегально.
По мнению авторов документа, за три года до введения в 2014 году квотирования рынок такси в Москве должен сформироваться.
Само разрешение, которое станет своеобразной "карточкой таксиста", будет выдаваться на пять лет и содержать информацию о самом таксисте, его машине и предъявляться по первому требованию пассажира. При этом стаж работы водителя должен быть не менее трех лет. В случае если таксист не будет соблюдать установленные требования, то разрешение будет отозвано. Также планируется разместить реестр выданных разрешений на таксомоторные перевозки в интернете.
Кроме того, с 1 июля 2012 года на федеральном уровне планируется установить штраф в размере 2 тысяч рублей за невыдачу таксистом квитанции об оплате пассажиру, а за отсутствие специальной раскраски автомобиля и фонаря на крыше - 3 тысячи рублей.
Московское такси "облагородится"
Столичные власти обеспокоены ситуацией, сложившейся на рынке такси: мэр Москвы Сергей Собянин, активно взявшийся за решение транспортных проблем, решил навести порядок и в этой сфере. В частности, он поручил сформировать городской реестр официальных такси, ввести аттестацию водителей и использовать специальный знак "Московское городское такси", а также создать для них городские стоянки.
При этом по данным Московского транспортного союза, в настоящее время в столице насчитывается 9 тысяч легальных такси и 40 тысяч нелегальных.
Как напомнил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, в 2008 году столичный парламент уже принял закон "О такси в городе Москве", предусматривающий создание Реестра перевозчиков и служб заказа такси "Московское городское такси". Предполагалось, что в него войдут организации с хорошими автомобилями, квалифицированными сотрудниками, а также с приемлемым и зафиксированным прайс-листом. Тем не менее, московский закон так и не заработал из-за того, что не были выпущены необходимые подзаконные акты.
"Думаю, что федеральный закон поможет решить накопившееся вопросы и отвечает всем нашим чаяниям", - сказал РИА Новости депутат.
По его словам, пока отличить легальное такси от нелегального достаточно сложно, поскольку водителям не составляет труда установить "шашечки" на автомобиль и покрасить его в желтый цвет.
"Теперь будет возможность проверить, есть ли у таксиста разрешение. Для тех, кто осуществляет извоз без разрешения, предусмотрено наказание", - добавил Семенников.
Заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Сергей Мосейков в свою очередь отметил, что столичные власти будут готовить изменения в московское законодательство в связи с принятием нового федерального закона.
"Я считаю, что этот документ позволит сделать большинство нелегальных перевозчиков легальными в случае, если они будут отвечать установленным требованиям", - сказал Мосейков.
Как справиться с нелегалами?
Мнения представителей таксомоторных предприятий и транспортных союзов о принятом законе разделились, несмотря на то, что документ призван навести порядок в данной сфере.
По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза (МТС) Юрия Свешникова, все легальные таксисты "за" введение соответствующего закона, однако возникают вопросы, как он решит проблему нелегальных таксистов.
"Хватит ли сил и желания у контролирующих органов навести порядок в этой сфере? Конечно же, здесь все зависит от того, насколько четко будут работать правоохранительные органы. Но одно можно сказать утвердительно: впервые за 20 лет вводится ответственность, например, за невыдачу кассового чека или езду без разрешения на перевозку пассажиров и багажа", - сказал Свешников.
Он отметил, что новый документ позволяет четко определить, кто является легальным, а кто нелегальным таксистом, поскольку разрешение на оказание таких услуг таксиста обяжут предъявлять сотруднику ГИБДД.
Со своей стороны, лидер межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин считает, что у законодателей получился "сырой закон, с большими недочетами". По его словам, этот закон лоббировали крупные компании, которые хотят убрать с рынка всех конкурентов.
"Я так думаю, что кроме нескольких крупных компаний, которым он выгоден, всем остальным он испортит бизнес. Средний и малый бизнес просто заставит уйти с рынка", - заявил Щербинин.
Он отмечает, что в законе определены сроки его исполнения и штрафы, но при этом нигде не указаны требования, которым должен соответствовать водитель такси, и место, где можно пройти сертификацию.
"До вступления в силу этого закона осталось меньше ста дней, а в Москве порядка 40 тысяч человек занимается извозом. Можете представить, что даже если они завтра начнут выдавать эти разрешения, то это 400 человек в день. А если они опубликуют все за три дня до вступления закона в силу, то 40 тысяч человек за минимально короткий период времени должны будут где-то достать эту лицензию", - отметил эксперт.
Также в новом законе указано, что транспорт должен проходить технический осмотр в течение полугода. "Хотя опять же, очень много разговоров, чтобы вообще отменить техосмотр. Такая несостыковка есть", - сказал Щербинин.
Он добавил, что очень много внимания в законе уделяется взаимоотношению водителя и пассажира: по факту каждой поездки должен составляться "чуть ли не письменный договор об оказании услуг". "Представляете, вы везете за сто рублей и должны сначала договор составить, а потом отвезти. Это не соответствует здравому смыслу", - считает глава профсоюзной организации.
Таксист с лицензией
По его словам, много нареканий у "частников" вызывает раздел закона о цвете автомобиля. "В законе установлено, что каждый субъект федерации обязан установить одинаковый цвет для машин такси. Порядка 20-30 тысяч автомобилей такси в Москве различных цветов. А через некоторое время таксистам скажут, что их авто должно быть розовым, и им придется срочно машину перекрашивать в розовый цвет", - предположил Щербинин.
Кроме того, добавил он, на одном такси невозможно будет доехать из одной области в другую, если между регионами нет специального соглашения о том, что такси может пересекать границу.
Щербинин также сообщил, что таксисты Москвы уже готовят акцию протеста 7 июня в Москве и в других регионах. Работники общественного транспорта будут требовать введения переходного периода для того, чтобы таксисты смогли подготовиться к новому закону и пройти лицензирование без спешки. "Людям нужно дать возможность легализоваться. Нужен переходный период. Легализация должна проходить постепенно, должна быть понятной", - уверен профлидер.
В первую очередь, таксисты будут требовать, чтобы лицензия выдавалась на человека, а не на автомобиль. "Лицензирование должен проходить водитель, а не транспорт. Это принципиально. Потому что если крупные компании выкупят определенное количество лицензий на себя, то контролировать, кого они возьмут на работу, уже никто не будет. Гастарбайтера выгоднее взять. Такая практика уже есть", - отметил Щербинин.
По его мнению, работник должен пройти несколько этапов проверки, прежде чем сесть за "баранку" общественного транспорта: зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, сдать экзамен на знание города, пройти медкомиссию.
Помимо этого, если власти решат, что транспорт должен быть единого образца и цвета, нужно предусмотреть в законе предоставление таксисту "разумного кредита" на покупку нового автомобиля, заключил эксперт.
Такси подорожают?
В свою очередь, представители ряда транспортных компаний предполагают, а столичные пассажиры опасаются, что с введением нового закона стоимость проезда в такси значительно возрастет. Так, по мнению представителя таксомоторной компании "Цель", принятие закона может иметь обратный эффект: цены на такси возрастут, и "бомбил" станет больше.
"Правительство создает все условия, чтобы вместо понижения тарифов, мы эти цены вынуждены были поднимать! Людям станет невыгодно ездить по дорогим тарифам, и они также продолжат просто ловить частников", - сказал собеседник агентства.
Между тем, по мнению представительницы транспортной компании "Гранд", введение обязательных разрешений для таксистов не окажет отрицательного влияния на деятельность таксомоторных компаний. "С введением лицензирования количество нелегальных перевозчиков должно сократиться, а объем заказов, по идее, должен возрасти", - сказала собеседница агентства.
В то же время пассажиры, которые часто пользуются услугами такси, также высказывают опасения по поводу возможного повышения цен.
"Я считаю, что цены взлетят после этой процедуры, но на качество обслуживания особо не повлияет", - поделился с РИА Новости пассажир одного из такси Павел.
При этом многие из опрошенных РИА Новости пассажиров затруднились дать ответ, будут ли продолжать пользоваться услугами такси или "ловить" нелегалов - это будет зависеть от цен.