Нина Еременко, адвокат
В Закон РФ "О защите прав потребителей", который был принят 7 февраля 1992 года, за последние годы неоднократно вносили изменения и дополнения. Однако такое значительное количество поправок до сих пор не сделало документ идеальным с точки зрения защиты прав потребителя. Возможность и необходимость его дальнейшего совершенствования сохраняются.
Кроме того, выполнение требований закона, его реализация, к сожалению, во многих случаях остается только директивой. Существенным обстоятельством, которое часто используется недобросовестной стороной, является то, что граждане – потребители товаров и услуг - все еще плохо знают свои права. Именно это обстоятельство зачастую позволяет легко ввести потребителя в заблуждение, тем самым нарушив его права.
Так, в большинстве случаев нарушения прав потребителей вызвано продажей некачественных товаров.
Статья 18 Закона "О защите прав потребителей" регламентирует отношения покупателя и продавца товаров в случае продажи товара ненадлежащего качества. Если потребитель, купил товар и обнаружил в нем недостатки, то он может по своему усмотрению потребовать от продавца следующее:
- заменить товар с недостатками на аналогичный;
- заменить товар на другой с перерасчетом уплаченной стоимости;
- потребовать уменьшения цены, которая была уплачена гражданином за этот товар;
- потребовать произвести ремонт приобретенного товара или возмещения стоимости такого ремонта, произведенного самим потребителем или третьим лицом;
Кроме того, гражданин – потребитель вправе вообще возвратить некачественный товар и получить за него уплаченные им денежные средства.
Следует также знать, что потребитель имеет право потребовать от торговой организации, где он приобрел некачественный товар полного возмещения причиненного ему вреда и убытков.
Так, что придя в торговую организацию со своими претензиями и требованиями, гражданин должен помнить, что право выбора как поступить с некачественным товаром, принадлежит только ему, а не продавцу.
Часто именно продавцы товара пытаются навязать покупателю свои требования и настаивают на том, что покупатель имеет право только на обмен аналогичного товара и ничего другого сделать для покупателя якобы не возможно. Это не соответствует закону "О защите прав потребителей". Кроме того, важно помнить, что если у гражданина отсутствует чек, товарный или кассовый, это не означает, что ему могут отказать в выполнении требований.
При этом гражданин может сослаться, в том числе и на свидетелей, которые могут подтвердить, что данный некачественный товар был куплен потребителем именно в этой торговой организации.
Продавец в соответствии с законом обязан принять у гражданина товар, с недостатками и в случае имеющихся разногласий, касающихся недостатков товара, торговая организация обязана провести проверку качества товара, в том числе посредством экспертизы.
Проведение экспертизы оплачивается продавцом, покупатель имеет право присутствовать во время проведения такой экспертизы. Если потребитель не будет согласен с выводами экспертизы, он может обратиться в суд и оспорить выданное заключение, в том числе в суде. Покупатель также вправе высказать свои сомнения в полученных результатах и попросить суд назначить другую экспертизу в ином учреждении.
Это право необходимо знать. Часто бывает, что торговая организация, особенно, если это крупная торговая сеть, может обратиться к специалистам - партнерам, которые проведут подобную экспертизу, очень условно и возможно некорректно.
Это обстоятельство следует учитывать еще и потому, что в случае если экспертиза установит отсутствие вины продавца, тогда уже покупатель должен будет возместить все расходы, связанные с проведением экспертизы, а кроме того, оплатить расходы на транспортировку и хранение товара.
Поэтому потребителю, требуя от продавца каких–либо действий в связи с обнаружением недостатков в приобретенном товаре, не следует предоставлять инициативу и право выбора в решении своих вопросов продавцу, так как это в итоге может существенно повлиять на интересы покупателя и удовлетворение его требований.