МОСКВА, 10 мая - РАПСИ. Депутаты Госдумы РФ 11 мая рассмотрят законопроект по наследственному праву, предусматривающий введение в отечественное гражданское законодательство норм о совместном завещании, наследственном договоре и создании физическим лицом специального фонда.

Законопроект внесли депутаты Павел Крашенинников, Александр Сидякин, Рустам Ишмухаметов и другие. Авторы законопроекта, который был поддержан российским правительством, предлагают расширить возможность граждан распоряжаться имуществом.

В пояснительной записке авторы указали, что законопроект преследует цели расширения возможностей граждан в части распоряжений имуществом на случай смерти, а также повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управлению ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства. Кроме того, одна из задач проекта – обеспечение сохранения бизнеса и порядка управления им в случае смерти владельца.

Фактически, депутаты предлагают ввести в российское законодательство нормы, которые уже давно существуют в зарубежном праве – как континентальном, так и англо-саксонском. Отсутствие этих норм приводило к тому, что вопросы наследования крупных состояний и бизнеса решались нашими соотечественниками в зарубежных юрисдикциях и офшорах, считают авторы поправок. Принятие законопроекта, подчеркивают депутаты, позволит создать дополнительные правовые условия для деофшоризации, в том числе обеспечить механизмы управления активами в правовом поле Российской Федерации.

Основные новеллы законопроекта

В материалах к законопроекту депутаты пояснили каждую из предлагаемых норм.

Наследственный фонд – юридическое лицо в форме фонда, управление которым должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления, указанными в уставе или ином внутреннем документе фонда. Условия управления фондом могут включать в себя положения о передаче третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

Важной особенностью наследственного фонда является то, что условия управления им не могут быть изменены после смерти гражданина-учредителя. При жизни условия управления могут быть изменены только самим учредителем. Законопроект на данном этапе содержит лишь норму, закрепляющую общую формулу наследственного фонда в нормах ГК РФ о юридических лицах. Ко второму чтению депутаты предполагают дополнительно закрепить в законопроекте ряд специальных правил о наследственных фондах, а также ввести возможность заинтересованным лицам (например, членам попечительского совета фонда), после смерти учредителя фонда, в экстренных случаях обращаться в суд с целью изменения условий управления фондом.

Наследственный договор может быть заключен между потенциальными наследодателем и наследником (наследниками) и может определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к наследникам-сторонам или к третьим лицам. Например, наследственный договор может определить порядок управления имуществом наследодателя после его смерти, порядок содержания тех или иных членов семьи, порядок выполнения иных завещательных распоряжений наследодателя. Обязательность исполнения наследственного договора обеспечивается за счет контроля со стороны наследников, душеприказчика, переживших наследодателя сторон наследственного договора, а также нотариуса, который ведет наследственное дело.

Совместное завещание супругов. Согласно законопроекту в совместном завещании супруги вправе по своему обоюдному усмотрению определить последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно. Фактически совместное завещание позволяет супругам по своему усмотрению определить судьбу, как их общего имущества (общей совместной собственности), так и имущества каждого из них. Свобода совместного завещания законопроектом не ограничена, за исключением применения к совместному завещанию правил об обязательной доле (наследники каждого из супругов, имеющие право на обязательную долю, будут реализовывать свое право вне зависимости от содержания совместного завещания).

Ранее на заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было отмечено отсутствие концептуальных замечаний к законопроекту. Его также подержали Минэкономразвития России и Минюст РФ, если депутаты учтут замечания при доработке ко второму чтению. Сами замечания в основном несут либо уточняющий и корректирующий характер, либо предлагают на законодательном уровне определить те или иные положения. Также принятие законопроекта поддержал Российский союз промышленников и предпринимателей.

Зачем это нужно?

По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит достичь следующих результатов.

Во-первых, помимо уже упомянутой деофшоризации, возможность создания фонда при жизни собственника активов и возможность управления фондом в строгом соответствии с указаниями собственника после его смерти создают гарантии для сохранения бизнеса, для продолжения деятельности предприятий, акции которых принадлежали умершему.

Во-вторых, конструкции совместного завещания и наследственного договора внедряют диспозитивность в правоотношения между членами семьи, позволяют обеспечить реализацию достигаемых в семье договоренностей о наследовании имущества, о порядке управления имуществом в период принятия наследства и после его принятия, а также о порядке содержания отдельных членов семьи.

В-третьих, расширение возможностей волеизъявления граждан при наследовании создает дополнительные правовые гарантии их защищенности, а также будет способствовать в конечном счете укреплению прав, в том числе прав на бизнес-активы.

В-четвертых, право членов семьи заключить между собой соглашение о порядке перехода имущества после смерти одного из членов семьи позволит снизить число конфликтных ситуаций в семьях, а нотариальное удостоверение такого соглашения будет гарантировать отсутствие дефектов воли наследодателя.

Защита бизнес-активов в данном случае играет очень большую роль. До сих пор по российскому законодательству (а это идет из советских времен) бизнес относился к категории имущества, которое после смерти одного из супругов переходит прямым наследникам по закону. Или, к примеру, по букве закона, при разводе либо после смерти предпринимателя половина бизнеса должна переходить к бывшей супруге.

Юристы считают, что давно пора доработать законодательство, чтобы оно защитило бизнес от абсурдных аналогий с другим имуществом. Это, по их мнению, может привести к разрушительным последствиям. Ведь, например, пока наследники будут ждать полгода для вступления в свои права, компания либо разорится, либо от действующего бизнеса останется лишь оболочка, а сама компания будет полностью «выпотрошена» действующим менеджментом, причем без нарушения каких-либо уголовно-правовых запретов.

Таким образом, появление в Гражданском кодексе РФ норм о совместном завещании, наследственном договоре и специальном фонде адаптирует законодательство к современным реалиям, расширяет возможности граждан распоряжаться своим имуществом и дает возможность российским предпринимателям воспользоваться надежным механизмом защиты своего бизнеса в нашей стране.

Позиция экспертов

Лидия Михеева, доктор юридических наук, профессор, член Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства считает, что законопроект нацелен на расширение возможностей граждан по совершению ими распоряжений на случай смерти, а также на повышение эффективности мер по охране наследственной массы, предпринимаемых в период до принятия наследства.

Кроме того, одна из задач проекта – обеспечение сохранения бизнеса и порядка управления им в случае смерти владельца. Принятие законопроекта, по ее мнению, позволит создать дополнительные правовые условия для деофшоризации, в том числе обеспечить механизмы управления активами без передачи их в иностранные юрисдикции. Возможность создания наследственного фонда при жизни собственника активов и возможность управления фондом в строгом соответствии с указаниями собственника после его смерти создают гарантии для сохранения бизнеса, для продолжения деятельности компаний, акции которых принадлежали умершему.

Кроме того, право членов семьи заключить между собой соглашение о порядке перехода имущества после смерти одного из членов семьи позволит снизить число конфликтных ситуаций в семьях.

Совместное завещание супругов снимает проблему оформления прав на долю в общей собственности супругов в случае, если один из супругов умер раньше второго – сейчас семьи, где нет конфликтов и родители желают напрямую передать все свое имущество детям, вынуждены вначале обращаться к нотариусу за оформлением прав на долю пережившего супруга, а затем, как правило, оформлять дарение этой доли детям.  В то же время, по мнению Михеевой, истинная воля супругов состоит в таких случаях чаще всего в передаче всей общей совместной собственности детям и в наделении пережившего супруга правом пожизненного пользования жилым помещением.

По мнению доктора юридических наук, профессора, члена Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства Бронислава Гонгало, в ходе реформы наследственного права предполагается, в частности, ввести в закон нормы о таких видах завещательных распоряжений, как наследственный договор и совместное завещание.

Суть такого договора заключается в том, что одна сторона делает распоряжение на случай смерти, (например, назначает наследника), а другая сторона принимает это волеизъявление (соглашается стать наследником), пояснил эксперт. Совместное завещание – это распоряжение супругов на случай смерти; оно характеризуется определенной взаимосвязанностью волеизъявлений супругов.

«Нельзя сказать, что без введения в российскую правовую систему таких положений мы погибнем, будем чувствовать себя обездоленными и т.п. Жили и без этого. В сфере наследования в нашем государстве все больше допускается усмотрение тех, кто уходит (завещателей) при распоряжении своим имуществом. В советские времена ненадолго вообще упразднили возможность передачи чего-либо по наследству. Допустили (ибо не могли не допустить). Длительное время круг наследников был предельно ограничен (две очереди). Сейчас восемь!», - отметил Гонгало.

Возможность завещать свое имущество сегодня в законе может быть реализована, по его мнению, в том числе, путем закрытого завещания. Особые правила установлены для составления завещания в чрезвычайных обстоятельствах и т.д. Введение норм о наследственном договоре и совместном завещании в духе указанной тенденции – воля завещателя в большинстве случаев должна иметь решающее значение. А закон должен предусматривать различные формы выражения воли завещателя. Одной из главных черт гражданского права является диспозитивный метод правового регулирования – субъектам представляется возможность самим выбирать вариант поведения.

Он напомнил, что соответствующие нормы присутствуют в законодательстве ряда государств (в первую очередь надо обратить внимание на близкие нам правовые системы Германии и Франции). «Кому «адресованы» рассматриваемые правила? Гражданам России. Другое дело, что у нас вообще составление обычного завещания не является широко распространенным явлением. Понятно, что введение норм о совместном завещании и наследственном договоре не приведет к революции – не будет массового составления такого рода завещаний. И это нормально. Но соответствующая возможность должна быть!», - считает Гонгало.

В ряде случаев использование таких «инструментов», по мнению эксперта, будет весьма привлекательным. Например, немало разногласий и опасений супругов, имеющих добрачных детей, можно будет устранить путем составления совместного завещания. «Кстати, в Германии, где истоки норм о наследственном договоре в средневековье, их заключают всего 5 процентов лиц, составляющих завещательные распоряжения. А к совместному завещанию обращаются 57 (!) процентов», - заметил профессор.