МОСКВА, 25 янв – РАПСИ. Принятие законопроекта о доступе налоговых органов к документам аудиторских организаций приведет к злоупотреблениям со стороны налоговых инспекций, считают опрошенные РАПСИ эксперты.
На этой неделе правительственная комиссия одобрила законопроект, которым предлагается предоставить должностному лицу налогового органа право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе своей деятельности, в случае если документы (информация) не представлены налогоплательщиком налоговым органам в установленном порядке.
Такие изменения, возможно, внесут в статью 93.1 Налогового кодекса. Кроме того, планируется внести изменение в статью 82 кодекса, касающееся определения порядка работы налоговых органов с документами (информацией), полученными ими от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Авторы проекта полагают, что принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений. Однако эксперты с данным мнением категорически не согласны. Более того, специалисты считают, что такие нововведения могут убить рынок аудита.
Очевидно, принятие данного законопроекта повлияет, с одной стороны, на взаимоотношения аудиторов и государства, а с другой – на взаимоотношения аудиторов и их клиентов, констатирует гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов.
По его словам, в отрасли сейчас и так наблюдаются «нерадостные времена»: сокращается число аудиторских фирм, падают доходы от аудита. «Очень многие потенциальные клиенты попросту боятся приглашать аудиторов, полагая, что аудит – некая разновидность налоговой проверки или комплексной ревизии. И вот их подозрения обретают под собой почву – любая информация, полученная аудитором, станет известна налоговикам. Причем неважно, что сам законопроект отнюдь не предполагает автоматической передачи всех сведений. Неважно, что налоговики смогут обратиться к аудиторам только в том случае, если сам налогоплательщик не предоставит соответствующие документы. Негативный фон будет создан и окажет свое влияние», - считает Гладких-Родионов.
По его мнению, принятие законопроекта приведет к сокращению числа запросов на проведение инициативного аудита. Кроме того, существует опасность, что те предприятия, которым формально необходимо аудиторское заключение, начнут вновь создавать «карманные», полностью подконтрольные аудиторские компании, исходя из принципа «как бы чего не вышло».
«Отдельного внимания заслуживают и взаимоотношения аудитора и налогового органа. Аудитор, получив запрос налоговиков, обязан его выполнить и предоставить документы и информацию. При этом аудитор не имеет никакой законной возможности проверить – действительно ли налогоплательщик не предоставил инспекторам документы? Не нарушает ли налоговый орган закон, требуя документы у аудитора? Соответственно, на мой взгляд, необходимо не только проведение разъяснительной работы среди налогоплательщиков о сути нововведения, но и детально проработанный механизм взаимодействия налоговиков с аудиторами, исключающий неправомерные действия», - отметил глава аудиторской компании «Уверенность».
В свою очередь юрист АБ «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова отметила, что законопроект не предусматривает никаких ситуаций, в которых аудитор смог бы отказать налоговым органам.
«Налогоплательщик имеет право обосновать свой отказ в представлении документов либо в связи с неотносимостью запрошенной информации к проверяемому периоду либо к проверяемым правоотношениям. При этом аудиторам право на проверку обоснованности требования налогового органа никто не представляет», - подчеркнула Волкова.