Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":
Песня с таким рефреном была популярна в середине 70-х, в разгар "стройки века" — Байкало-амурской магистрали (БАМ). Однако к концу 90-х зона БАМа пришла в полный упадок. В подтверждение — некоторые цифры и факты.
Строительство магистрали обошлось нашему государству без учета упущенной выгоды в 17,7 миллиарда рублей в ценах 1991 года. Упущенная выгода по среднегодовой ставке 8 процентов — 55,3 миллиарда рублей. В 1999 году рентабельность Байкало-Амурской магистрали составляла менее 50 процентов, то есть ежегодно она приносила только прямых убытков и только Министерству путей сообщения на сумму 1150 миллионов рублей. Открытая безработица достигала здесь 30 процентов. Для примера: за 1998 год только в городе Тынде в связи с консервацией БАМа потеряли работу 12 тысяч человек.
Эти данные прозвучали на пленарном заседании Госдумы РФ в апреле 1999 года в докладе Сергея Бабурина ("Народовластие"), представлявшего проект закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Он был внесен группой депутатов — членов Комитета ГД по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.
Актуальность принятия такого закона докладчик обосновал следующими причинами. Это, во-первых, необходимость сохранения и создания новых рабочих мест в регионе. Во-вторых, возможность включения в народнохозяйственный оборот фактически омертвленных многомиллиардных вложений в строительство магистрали. В-третьих, задействовать богатство и разнообразие природных ресурсов региона, включающих практически все элементы таблицы Менделеева. В-четвертых, обеспечение доступа к ресурсам территории площадью 1,5 миллиона квадратных километров и выход к портам Тихого океана.
По словам Бабурина, проведенный в процессе разработки законопроекта анализ показывает, что практически единственный способ сделать БАМ рентабельным — это интенсифицировать хозяйственную деятельность, опираясь на уникальные запасы природных ресурсов и действующую магистраль.
Представленный депутатам проект определял систему управления деятельностью в зоне БАМа, включая вопросы финансирования, инвестиций, правовой защиты предпринимательской деятельности, регулирования землепользования. Регламентировались также вопросы таможенного и валютного регулирования, миграции, социально-трудовых отношений.
Председатель Комитета ГД по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Владимир Гусев (ЛДПР) в своем содокладе привел практически те же аргументу в пользу принятия закона и попросил его поддержать.
А вот у ряда депутатов некоторые положения законопроекта вызвали недоумение. Это, в частности, правовой статус администрации зоны БАМа, в полномочиях которой не разведены административно-правовые функции и гражданско-правовые отношения. Как парадокс был оценен и пассаж по поводу того, что, с одной стороны, в зоне БАМа жестокая безработица, а с другой стороны, полтора миллиона китайцев зачем-то рвутся на наш Дальний Восток.
В целом, несмотря на отдельные замечания, большинство выступавших высказались за принятие законопроекта. Отметим, что в их числе преобладали представители левых фракций, а также депутаты, избранные из региона БАМа.
Исключение составили выступления члена Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам Сергея Никифорова ("Яблоко") и заместителя председателя Комитета ГД по экономической политике Адриана Пузановского (АДГ).
Никифоров назвал нелепостью создавать экономическую зону на одной десятой территории страны. По его словам, по сути дела создается свободный таможенный коридор. И льготы, которые предусмотрены таможенным и валютным законодательством, будут распространены на всю страну. "То есть потери, которые будет нести бюджет от этих вот норм, — совершенно беспредельны". Кроме того, там создается, по существу, неконституционный орган власти — администрация свободной экономической зоны, которая будет возглавляться Министерством путей сообщения и которая будет выше всех конституционных органов власти на территории.
"Поэтому невозможно создавать свободную экономическую зону "на всякий случай", в надежде, что, глядишь, там как-нибудь само что-нибудь вырастет. Заниматься вопросами экономического развития нужно путем создания конкретных, очень ясных и локальных экономических проектов, и тогда можно говорить о предоставлении экономических льгот для этих проектов".
Пузановский заявил, что Комитет по экономической политике считает возможным проголосовать за данный закон в первом чтении только в случае принятия трех концептуальных положений: это должен быть закон о системе свободных экономических зон в транспортном коридоре БАМа; необходимо прописать особый режим транспортных грузов по магистрали; система управления должна быть прописана как управление комплексом свободных экономических зон в транспортном коридоре БАМа.
Содержательная критика законопроекта прозвучала и от полномочного представителя Правительства РФ в Госдуме Геннадия Батанова. Он отметил, что концепция проекта предусматривает создание особой экономической зоны в районе Байкало-Амурской магистрали. Другими словами, предполагается установление таможенных границ внутри Российской Федерации. Введение же таможенного режима на такой обширной территории подрывает основы единого экономического и правового пространства страны. Названные концептуальные положения противоречат Конституции РФ, а также налоговому и таможенному законодательствам — в частности, запрещено установление барьеров для передвижения товаров и услуг внутри нашей страны. Кроме того, Правительство было не согласно с оценкой последствий применения предлагаемых льгот для федерального бюджета. Словом, вердикт кабинета министров — рассмотрение законопроекта нецелесообразно.
На ряд противоречий действующему законодательству указал и представитель президента РФ Александр Котенков. Правда, вывод его был не столь категоричен — он предположил, что законопроект можно принять в первом чтении, а затем его откорректировать.
От имени регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири поддержать законопроект попросил председатель Читинской областной Думы Виталий Вишняков. Он мотивировал это тем, что БАМ — "это зона социального бедствия". При этом "большинство субъектов РФ, по которым проходит зона БАМа, сами являются высокодотационными, а посему спасти положение своими силами не могут".
Этот призыв, в отличие от критики, был услышан. И за проект закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" проголосовало 325 человек.
К сентябрю 1999 года законопроект был принят во втором и третьем чтениях, причем неизменно конституционным большинством.
Однако в октябре того же года он был отклонен Советом Федерации. Основная причина — противоречие действующему законодательству. Многочисленные выступления сенаторов от "бамовских" регионов с просьбой закон поддержать действия не возымели.
Совфед и Госдума создали согласительную комиссию, которая в ноябре вынесла на рассмотрения обновленную редакцию закона, которую депутаты и приняли, а сенаторы одобрили. Но на сей раз закон отклонил президент РФ. Причины, можно сказать, традиционные: несоответствие Конституции РФ, Гражданскому кодексу, налоговому, таможенному, инвестиционному и лесному законодательствам. Вето было наложено в самом конце полномочий Госдумы второго созыва.
В третьем созыве дело до этого закона дошло не сразу. В повестку дня он был включен в марте 2002 года. Как сообщил коллегам член Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Виталий Предыбайлов ("Единство"), с учетом "особого значения закона для судеб огромного региона, да и всей России, комитет предпринимал попытки договориться с Администрацией президента о создании специальной комиссии для поиска возможного компромисса, но президентская сторона не видит возможности доработки этого федерального закона". К тому же, как стало известно, Правительство РФ запланировало внести в Госдуму базовый закон о свободных экономических зонах.
В итоге палата решила согласиться с мотивами президента РФ и сняла закон с дальнейшего рассмотрения. Словом, спустя четверть века еще погудело — "БАМ!", но на том тогда дело и закончилось.
А ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" был принят в 2005 году Госдумой следующего — четвертого созыва.