МОСКВА, 25 мая — РАПСИ. Общественная палата (ОП) РФ направила свои рекомендации для доработки законопроекта по контролю и наказанию за незаконный оборот оружия, сообщили в пресс-службе органа.

«Обсуждаемые изменения в законодательство необходимы. Законопроектом предусматривается, что медицинская организация, которая выдает заключение о наличии или отсутствии противопоказаний на ношение оружия, должна быть государственной или муниципальной. Мы предлагаем этот момент уточнить: в отношении собственно психиатрического освидетельствования и профилактического осмотра важно, чтобы это было не просто государственное или муниципальное медицинское учреждение, но и специализированное», - сказал член комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, врач-психиатр Георгий Костюк.

Как пояснил эксперт, в России вся информация о пациентах стекается в диспансеры, однако многие  расстройства имеют такие особенности, что в течение достаточно длительного времени они могут не проявляться, а в периоды обострения заболевание может показать себя очень выражено. «Появляются изменения поведения, которые не допускают не только владения оружием, но должны исключать и другие источники опасности (например, вождение автомобилем). Если человек имеет возможность проходить освидетельствование в неспециализированном учреждении, то соответствующей информации там может попросту не быть. И, не проявляя никаких внешних симптомов расстройства, человек может получить разрешение», - отметил Костюк.

«Казалось бы, это всего лишь одно слово… но как специалист я считаю - очень важно внести понятие «специализированное» в текст», - добавил общественник.

Костюк также считает, что потребуется вносить изменения и в ряд подзаконных актов, таких как постановление правительства, утверждающее перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, а также в приказ Минздрава России, определяющий прохождение процедуры освидетельствования.

«В предлагаемом законопроекте сказано, что в подзаконные акты не потребуется вносить изменений. Но это не так. Если этого не сделать, возможна терминологическая путаница», - уверен  он. 

Кроме того эксперт считает, что перечень заболеваний, которые запрещают носить оружие должен включать не только самые тяжёлые расстройства.

«В упомянутом постановлении определение и характеристика расстройств, исключающих право владения оружием, соответствует критериям очень тяжелых расстройств, которые попадают под диспансерное наблюдение. Получается, что если человек состоит под диспансерным наблюдением, то ему нельзя выдать оружие, а если не состоит – ему нельзя запретить владеть им. В таком случае дополнительное освидетельствование просто теряет смысл», - рассказал Костюк, при этом отметив, что не только очень грубые расстройства создают риски при владении оружием, есть и другие, менее грубые, но в ситуации с оружием – создающие высокие риски.

«Приказ Минздрава четко не указывает, какие учреждения уполномочены выполнять работу по освидетельствованию. Еще раз подчеркиваю, что это должны быть специализированные учреждения. Обратите также внимание на разные термины: «освидетельствование», «осмотр врачом-психиатром». Это содержательно разные понятия, и уровень ответственности - разный», - резюмировал Костюк, подчеркнув, что освидетельствование - это процедура, которая имеет правовые последствия, а осмотр врачом-психиатром осуществляется в его повседневной работе. 

«В первом случае требуется лицензия именно на психиатрическое освидетельствование, а не просто на деятельность врача-психиатра», - добавил он.

Во вторник  в Государственной Думе в первом чтении обсуждают внесение изменений в федеральные закон «Об оружии» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», цель которых - усилить механизмы контроля за оборотом оружия, исключить возможность фальсификации медицинских документов, а также наладить обмен информацией между различными ведомствами и упростить взаимодействие органов и граждан при выдаче разрешений на оружие.