МОСКВА, 12 дек — РАПСИ. Итоги работы над законопроектом о реформе нотариата обсудили в четверг на круглом столе в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сообщает пресс-служба Министерства юстиции РФ.
Ранее сообщалось, что глава Минюста Константин Чуйченко рассказал об основных положениях базового текста нового законопроекта о нотариате и нотариальной деятельности.
"В ближайшее время текст проекта нового федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» будет направлен для согласования в заинтересованные федеральные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату, после чего будет представлен в Правительство Российской Федерации", - говорится в сообщении.
В рамках круглого стола выступили представители федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры РФ, научного и нотариального сообщества.
Директор Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России Роман Рябый подчеркнул, что главной целью нотариальной деятельности является обеспечение бесспорности юридических действий и других фактов, а нотариусы действуют от имени государства и осуществляют государственные полномочия, поэтому государство должно иметь право контролировать эту работу.
По его словам, актуальность разработки новой, четкой и понятной системы нормативного регулирования нотариальной деятельности сомнений не вызывает. Об этом говорилось в том числе на заседаниях Совета Министров юстиции РФ и Общественного совета при Минюсте России. Члены Общественного совета единогласно поддержали необходимость разработки нового закона о нотариате и заложенные в проекте нового закона подходы.
Ключевые положения законопроекта также обсуждались в июле 2024 года на заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. Рябый также отметил, что в ходе работы над текстом были внесены существенные корректировки.
"Например, мы сохранили существующие критерии по количеству должностей нотариусов. При этом в случае необходимости обеспечения доступности нотариальных услуг субъект Российской Федерации по согласованию с территориальным органом юстиции может принять решение об их увеличении или уменьшении", – сказал директор Департамента Минюста.
Кроме того, были исключены нормы, которые могли бы создать условия для конкуренции между нотариусами по установлению стоимости нотариальных услуг, что могло бы привести к произвольности установления тарифа в пределах установленных предельных значений.
По замечаниям научного сообщества и ведущих юридических вузов из проекта закона исключены положения, обязывающие нотариальные палаты согласовывать с Минюстом России кандидатов в руководители палат. При этом сохраняется подход, согласно которому сроки полномочий таких руководителей будут установлены на уровне закона и ограничены двумя сроками.
"Есть и новые решения – например, в проекте закона мы предусматриваем возможность для нотариусов в отдельных случаях взимать предварительную оплату. Это связано с тем, что в ряде случаев нотариус проводит большую работу по подготовке к совершению сложных нотариальных действий, а в случае если заявитель отказывается от него в последующем, то такая работа никак не оплачивается", – сообщил Рябый.
Он также отметил, что нотариусы предоставляют значительное число льгот при совершении нотариальных действий – например, сейчас предусмотрены льготы для участников специальной военной операции. В связи с этим можно вернуться к проработке вопроса о включении таких льгот в состав расходов, принимаемых к вычету при формировании налогооблагаемой базы.
Помимо прочего, рассматривается возможность расширения сфер деятельности нотариуса. Так, обсуждается идея об обязательном участии нотариата в корпоративных процедурах, в особенности, когда речь идет о деятельности органов управления публичных компаний. Нотариальное удостоверение управленческих решений (например, решений совета директоров или общего собрания акционеров в ПАО) сделает их более защищенными, благодаря повышенной юридической силе нотариального акта и наличию у нотариуса необходимого инструментария проверки всех юридически значимых фактов.