Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Проблесковые маячки могут остаться только на служебных машинах, выполняющих неотложные служебные задания, от которых зависят жизнь и здоровье граждан. Массовые акции протеста и активность блогеров привели к тому, что соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) внес в Госдуму депутат Анатолий Иванов.
Согласно поправкам, понятие "неотложное служебное задание", а также порядок подтверждения заявления водителя транспортного средства о необходимости выполнения такого задания устанавливаются правительством РФ.
Поправки вносятся в статью. 12.17 КоАП, которая говорит о штрафах за непредоставление преимущества автомобилям со спецсигналами, а статью 12.20 КоАП вводится новое нарушение – "неправомерное использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов".
В случае принятия законопроекта, за неправомерное использование спецсигнала водитель лишится прав на срок от полутора до двух лет. Если водитель получил неправомерное распоряжение использовать спецсигналы от должностного лица, то оно должно будет уплатить административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
В то же время поправки предлагают "установить, что лицо, не предоставившее преимущество в движении автомобилю с включенными спецсигналами, может быть привлечено к административной ответственности только при условии, что такой автомобиль использовался для выполнения срочного служебного задания".
"Военная хроника"
Анатолий Иванов признал, что документ был подготовлен в связи с ростом недовольства общества поведением машин со спецсигналами.
Повышенная активность блогеров в первые месяцы этого года создала впечатление, будто конфликт вокруг "мигалок" впервые разгорается сейчас на наших глазах. На самом деле, акции протеста автолюбителей против машин со спецсигналами с переменным успехом продолжаются уже не менее пяти лет.
Еще в 2005 году обычный автолюбитель Олег Щербинский "не заметил" "Мерседес", в котором ехал губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Чиновник и его водитель погибли, после того как на полном ходу зацепили попутную машину и вылетели с дороги. Щербинский был признан виновным в ДТП со смертельным исходом. Закон предписывал ему пропустить автомобиль со спецсигналом, несмотря на факт нарушения им ПДД. Акции протеста автомобилистов в 20 городах заставили Алтайский краевой суд изменить свой приговор и оправдать водителя.
4 декабря 2007 года житель Калининградской области Юрий Зевакин пытался оспорить в Верховном суде РФ пункт 3.2 правил дорожного движения, который обязывает водителей уступать дорогу автомобилям со спецсигналами и проблесковыми маячками. По решению ВС иск был отклонен, а упомянутый пункт ПДД признан законным.
Поводом для иска послужило происшествие 16 октября 1996 года, когда Зевакин ехал на работу по окружной дороге Калининграда. Навстречу ему шел кортеж президента "Лукойла" из 14 машин, которую автолюбители пропустили, съехав на обочину. После того, как головная машина прошла, автомобили вернулись на дорогу, однако "Опель", ехавший в центре кортежа, резко пошел на обгон и выскочил на встречную полосу. Он столкнулся с машиной Зевакина: калининградец выжил, но получил многочисленные ушибы и грыжу позвоночника.
Следующим резонансным событием такого рода стало ДТП с участием гендиректора "Роснано" Анатолия Чубайса в ноябре 2009 года. В сети широко обсуждался тот факт, что автомобиль Чубайса двигался по резервной полосе с включенным проблесковым маячком. В списке структур, имеющих право на служебный автомобиль со спецсигналами, "Роснано" не числилось.
"Война" с "мигалками" вышла на новый уровень после февральского происшествия на площади Гагарина. Автомобиль вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова столкнулся с Citroen, обе женщины в котором погибли. Поначалу сообщалось, что служебная машина Баркова была оснащена "мигалкой", однако позже эту информацию опровергли. Данный случай был расценен многими как тенденция, в том числе и потому, что в 1998 году письмо Зевакину, в котором "Лукойл" заявил, что не видит оснований для возмещения вреда, причиненного ему и его имуществу, было подписано все тем же Барковым.
Вина Баркова до сих пор не доказана, однако общественный резонанс продемонстрировал все возможные формы воздействия гражданина на власть: несколько известных деятелей культуры обратились с открытым письмом к президенту РФ с просьбой взять под свой личный контроль расследование этого дела; посвященная этому происшествию песня собрала сотни тысяч просмотров в сети; повышенное внимание СМИ не позволило обвинить в столкновении погибших женщин.
Наглядный пример, как можно не нарушая закон противостоять нарушению правил ПДД служебными машинами чиновников, показал 31 марта бизнесмен Андрей Хартли. Его автомобилю перегородил путь служебный седан BMW советника президента России Владимира Шевченко, выехавший на "встречку". Бизнесмен не уступил дорогу и зафиксировал произошедшее на видео, которое потом выложил на YouTube.
Спорадические акции протеста отдельных граждан вдохновили Федерацию автовладельцев России (ФАР) на проведение всероссийского протестного движения. По словам лидера столичного отделения организации Сергея Канаева, активисты движения будут раздавать водителям листовки и наклейки с лозунгами "Слуга народа - снимай мигалку" и "Мигалки - позор для России". Также каждому автомобилисту, увидевшему машину со спецсигналом, но без спецокраски, предлагается сопровождать ее выезд на встречную полосу сигналом клаксона.
Планируется провести "живую волну" в апреле-мае более чем в 50 городах.
Наконец, на этой неделе была реанимирована идея 2006 года, когда ФАР призывала автомобилистов протестовать против "мигалок" устанавливая на крышу машин игрушечные синие ведра, пародирующие проблесковый маячок. Было создано "Общество синих ведерок": его участники предлагают каждое 19 число месяца таким способом высмеивать злоупотребления чиновников.
Реакция властей
Народное недовольство, подогретое и скоординированное Интернет-активистами, на этот раз не осталось незамеченным чиновниками.
Руководство гаражей, обслуживающих чиновников, предупредило водителей о возможных провокациях на дорогах со стороны блогеров. Об этом РИА Новости сообщил один из водителей на условиях анонимности. В управделами президента эту информацию отрицают.
По словам водителя, им показали видеоролик происшествия с участием Шевченко и предупредили, что если они не хотят стать "героями "следующих серий", то не нужно пользоваться мигалками, ездить на красный и выезжать на встречку без особой, реальной надобности".
В то же время глава ГИБДД Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев призвал обычных водителей не провоцировать автомобили со спецсигналами.
"Создание помех может сорвать выполнение важной задачи и осложнить жизнь многих людей", - подчеркнул он.
Он считает проблему использования автомобилей со спецсигналами "надуманной и раздутой". По словам генерала, "на сегодняшний день это разве что проблема Москвы и проблема Кутузовского проспекта, но не более того". Кроме того, Сергеев добавил, что как правило, водители иномарок с "мигалками" имеют высокую квалификацию и подготовку. Он подчеркнул, что поэтому "такие машины и в аварии не попадают".
Тем не менее, на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин лишил "мигалок" четыре министерства. Таким образом, количество спецсигналов в России официально сокращено до 964. Из них к администрации президента относятся 50 автомобилей, к ФСБ России - 230, к ФСО - 150, к Генпрокуратуре - 65, к Минобороны - 20, к Госдуме - 12 и к Совету Федерации - шесть. Однако фактически таких машин на порядок больше: по подсчетам ФАР их не менее 1800.
В большинстве европейских стран преференции при управлении транспортным средством даются только службам, занимающимся спасением жизни и здоровья людей. Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении, предписывает, что водители транспортных средств могут пользоваться "мигалками" при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, и лишь в тех случаях, когда это оправдано срочностью поездки.
Масштаб же нецелесообразного использования спецсигналов в России наглядно иллюстрирует хотя бы тот факт, что "мигалки" открыто используются даже спортсменами. Так, например, автобус с игроками национальной сборной по футболу часто без особой на то необходимости сопровождается автомобилями, оборудованными спецсигналами.
Для того чтобы обзавестись спецсигналом не обязательно даже идти на "черный рынок" (где цена на проблесковый маячок колеблется от 1 до 20 тысяч рублей). Достаточно иметь влиятельного болельщика (в случае сборной) или родственника (в подавляющем большинстве иных случаев), которых никто не решится остановить. Те же, кто обделен такими связями могут воспользоваться услугами специальной (неофициальной, конечно) службы, которая за определенную плату может в любой момент обеспечить заказчику сопровождение.
Альтернативные предложения
Проблемой чрезмерно распространения спецсигналов обеспокоены не только простые автолюбители и Анатолий Иванов. Мэр Москвы Юрий Лужков еще в 2004 году говорил о необходимости оставить в стране две-три служебные машины со спецсигналами, а в конце 2009 года уточнил: ездить с синим маячком должны только президент, премьер-министр и патриарх. Мэр Москвы надеется, что проблема большого количества машин с "мигалками" будет решена в ближайшее время на государственном уровне.
В минувший четверг его инициативу развил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который предложил убрать спецсигналы с машин чиновников, оставив привилегию только президенту, премьеру и экстренным службам.
Интересно, что актуальность проблемы «мигалок» отрицает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. "Пусть займется борьбой с коррупцией, ЕГЭ, преступностью. Стыдно все слушать. Как будто бы "мигалка" кому-нибудь мешает. Если по резервной линии проедет лишняя машина, то от этого очередь машин, которые уже толпой стоят, только сократится, а не увеличится", - прокомментировал Зюганов заявление Миронова.
Однако заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков предлагает полностью запретить мигалки. По его мнению, тогда исчезнет одна из главных причин московских пробок.
Перспективы
Несмотря на широкое обсуждение проблемы и общественный резонанс перспективы законопроекта об ограничении числа спецсигналов остаются весьма туманными. Предыдущий созыв Госдумы уже предлагал законопроект о восьми "мигалках", которые должны были остаться у президента, премьер-министра, генерального прокурора, спикеров обеих палат парламента, председателей Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Эксперты высоко оценивали конструктивность законопроекта, однако он не прошел.
Впрочем, даже если чиновники действительно перестанут использовать спецсигналы, вряд ли это серьезно повлияет на решение проблемы. В 2006 году члены партии "Единой России" по собственной инициативе отказались от «мигалок», однако вскоре выяснилось, что они заменили их на сопровождение кортежа ДПС.
Закон
Правила дорожного движения РФ пункт 3.2
При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Кодекс об административных правонарушениях РФ. Статья 12.20.
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Таким образом, ПДД говорит о праве на использование спецсигналов автомобилей, используемых для выполнения "неотложного служебного задания". Однако ни в КоАПе, ни нормативных документах правительства нет определения этого задания. Такая лакуна в законодательстве приводит к тому, что при разбирательстве между простым водителем и водителем автомобиля со спецсигналом обладатель "мигалки" автоматически признается правым.
Итог
Реально повлиять на проблему, по всей видимости, может только борьба с ее причиной, а не последствиями. Ни в одной цивилизованной стране мира у чиновников нет права нарушать установленные ими правила, пусть и в определенных обстоятельствах. В этой связи наиболее конструктивно выглядит пока предложение главы коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина о необходимости подать документы в Конституционный суд с требованием выяснить, соответствует ли эта норма Конституции страны.