Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Минкомсвязи согласовало законопроект, относящий сотовых операторов "большой тройки" к разряду существенных. В случае его принятия, деятельность и тарифы МТС, "Мегафон" и "Вымпелком" сможет регулировать государство.
Документ, подготовленный депутатом Максимом Коробовым, вносит поправки в статью 2 федерального закона "О связи". Предлагается считать существенными операторов имеющих долю в трафике не менее 25%.
По данным ACM-Consulting, МТС на конец апреля занимала 32,9% сотового рынка России, "МегаФон" — 24,6, "Вымпелком" — 24%. "МегаФона" и "Вымпелкома", скорее всего, попадут в существенные благодаря значительной доли монтируемой емкости в различных регионах.
На данный момент операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, считаются только компании, владеющие не менее, чем четвертью телефонных номеров внутри регионального телефонного кода (например, московских 495 и 499, петербургского 812 и т. д.) или имеют возможность пропускать в этой географически определенной зоне нумерации не менее 25% трафика.
Однако данный законопроект должен распространить статус "существенный оператор" и сопутствующие ему антимонопольные требования на всех крупных операторов связи, включая мобильную связь. Инициатор законопроекта Коробов рассчитывает, что такое решение усилит конкуренцию компаний связи за потребителя и даст возможность правительству РФ регулировать отношения между операторами связи.
История
Это уже вторая попытка Коробова ограничить свободу действий операторов "большой тройки". Еще в апреле 2008 года он внес в Госдуму законопроект, в котором предлагал считать существенными операторов, владеющих не менее чем 25% номеров на территории конкретного субъекта Федерации или всей страны.
В начале прошлого года правительство вслед за Минкомсвязи дало отрицательный отзыв на предложение Коробова. В правительственном отзыве говорилось, что внесение в закон таких изменений "усилит противоречия между законодательством в области связи и антимонопольным законодательством" и приведет к искусственному замораживанию тарифов для абонентов вместо их снижения.
Проблема заключалась в том, что закон "О защите конкуренции» содержит понятие "доминирующий участник рынка", которое близко по смыслу к понятию "существенный оператор". Таким участником рынка считается компания, доля которой на рынке превышает 50%, или даже меньше при определенных условиях.
Под это определение подпадает и сотовая "большая тройка", поскольку в антимонопольном законодательстве указано, что доминирующей является каждая из трех компаний, если их совокупная рыночная доля превышает 50%, а доля каждой выше, чем у компаний за пределами этой тройки.
Важным отличием факта доминирования компании от признания ее существенной заключается в том, что первый случай не предусматривает возможности регулирования ее цен.
За
Год назад, когда обсуждался предыдущий вариант этого законопроекта, Илья Пономарев из фракции "Единая Россия" отмечал, что принятие документа может способствовать "существенному присутствию государства на рынке", а с другой стороны – "обеспечить конкуренцию и, в конечном счёте, снижение тарифов на услуги связи".
Представитель Ассоциации региональных операторов связи считает необходимым принятие мер регулирования рынка, поскольку закон "О связи" обязует присоединять сети других компаний только существенных операторов. Этим, по его словам, пользуются мобильные операторы, отказываясь присоединять конкурентов, чтобы ущемить их интересы.
Большинство экспертов в один голос жалуется, что в большей части крупнейших городов России действуют только три оператора мобильной связи, что исключительно мало по европейским меркам. В ряде европейских стран не менее четырех-пяти сотовых операторов. Малое количество операторов на рынке способствует их аффилированости и давлению на сотовый рынок, отмечают эксперты.
Принятие законопроекта может способствовать появлению новых игроков на рынке. А сам Максим Коробов убежден, что в перспективе рядовых граждан ожидает "снижение стоимости трафика за счет активизации региональных мобильных операторов".
Против
Представители операторов "большой тройки", напротив, считают ввод госрегулирования тарифов неэффективным. По их мнению, "чрезвычайно высокий" уровень конкуренции позволяет рынку регулировать самого себя. Более того, представитель "Мегафона" убежден, что именно отсутствие госрегулирование позволяло рынку развивается столь динамично.
Президент МТС Михаил Шамолин и вовсе отмечает, что в отрасли мобильной связи тарифы постоянно снижались на протяжении последних 15 лет, при этом в тех отраслях, где ценообразование регулировалось государством, по его словам, "тарифы напротив росли постоянно".
Операторы обеспокоены, что вмешательство государства может негативно отразиться на долгосрочных инвестиционных программах. А введение понятия существенный оператор при наличии факта доминирования в законодательстве, по мнению представителей "большой тройки", может привести к противоречию между законодательствами, что способно серьезно усложнить работу операторов.
Из всех заявлений представителей МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" можно сделать вывод, что операторы более всего опасаются возможности преференций со стороны государства для одной из компаний.
Контекст
Принятие этого законопроекта особенно актуально в контексте повышенного внимания антимонопольной службы к деятельности операторов "большой тройки". Так, например, несколько недель назад Федеральная антимонопольная служба РФ и Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции приступили к совместному расследованию деятельности МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", а также казахстанских операторов "GSM Казахстан" "Казахтелеком", "Кар-Тел" и "Мобайл Телеком-Сервис". Антимонопольные ведомства усматривают признаки согласованных действий компаний при осуществлении межоператорского взаимодействия при предоставлении услуг связи в роуминге.
ФАС возбудила дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в отношении российских операторов "большой тройки" в части поддержания монопольно высоких цен на роуминг. Кроме того, антимонопольная служба сообщает, что уровень тарифов, установленный операторами "большой тройки" на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз.
Способствовать принятию законопроекта может как зреющий конфликт операторов "большой тройки" с антимонопольным ведомством, так и факт неудачной попытки госхолдинга выйти на этот рынок. Напомним, в конце мая этого года "Связьинвест" скорректировал стратегию в области мобильного бизнеса, отказавшись от планов образования федерального GSM-оператора. От "Связьинвеста" ждали консолидации существующих активов и интеграции "Скай Линка", что могло привести к расширению "большой тройки" операторов до четверки. Однако президент госхолдинга признал, что время для усиления позиций в этом секторе упущено, и теперь планирует сделать "Связьинвест" универсальным оператором по передаче данных.
Итог
В настоящее время Минкомсвязи запросило позицию Федеральной антимонопольной службы и других ведомств. После получения их одобрения документ будет направлен в правительство. В случае положительного отзыва, Коробов рассчитывает на принятие законопроекта уже осенью. Впрочем, простым пользователям мобильной связи не следует ожидать немедленной корректировки тарифов, поскольку речь в законе идет не о конечной стоимости услуг для абонентов, а лишь о межоператорских расчетах.