Россию часто критикуют за рубежом за недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности. Вопрос об улучшении защиты интеллектуальных прав продолжает оставаться одним из ключевых на переговорах России с западными партнерами в связи с вступлением в ВТО. По материалам ежегодного доклада International Property Rights Index (2010) наша страна занимает 72-е место из 125 возможных по уровню защиты прав интеллектуальной собственности, находясь при этом между Сирией и Коста-Рикой. Возможно, именно такое положение дел навело российских чиновников на мысль создать новую федеральную службу по защите интеллектуальной собственности.
Павел Садовский, руководитель российской практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Magisters
В поисках аргументов
Идею создания новой службы по защите интеллектуальной собственности трудно назвать популярной в отличие, например от идеи введения патентных судов, которая очень активно обсуждалась в последнее время. Появление такой структуры также сложно признать насущной необходимостью. Авторами инициативы не приводятся какие-либо весомые аргументы в пользу создания такой службы. Есть лишь общие слова о необходимости повышения эффективности государственной функции по защите интеллектуальной собственности. Возникает резонный вопрос: какие аргументы "за" можно отыскать в подобной ситуации?
Функции защиты интеллектуальной собственности в России осуществляют разные органы разных ветвей государственной власти. Это суды, таможня, антимонопольные органы, органы внутренних дел и так далее. Полномочий этих органов вполне достаточно для того, чтобы эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции и прочими нарушениями в сфере интеллектуальной собственности внутри страны. При этом совершенно очевидно, что хромает правоприменение. Впрочем, эту отдельно взятую проблему вряд ли уместно решать путем создания еще одного государственного органа.
Вызывает интерес лишь то, что новое ведомство предполагается создать для защиты интеллектуальной собственности России за рубежом. По всей видимости, речь идет, в первую очередь, о защите прав на продукцию специального, военного и двойного назначения, а также на разработки, созданные за счет средств госбюджета.
Это, однако, относится и к компетенции других учреждений – Роспатента и ФАПРИД (Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, существующего при Министерстве юстиции РФ). Поэтому логично предположить, что новый орган будет наделен некими дополнительными полномочиями для мониторинга нарушений за границей и взаимодействия с местными правоохранительными органами для их пресечения.
Как у них?
Практика создания подобного рода структур есть в странах, в которых интеллектуальная собственность – одна из неотъемлемых частей национальной экономики.
Так, в США уже не первый год действует Национальный координационный центр по защите интеллектуальной собственности, созданный при Службе по соблюдению таможенного и иммиграционного законодательства. Immigration and Customs Enforcement – ICE, находится в ведении Министерства национальной безопасности. Эта межведомственная структура имеет в своем штате не только сотрудников ICE, но и работников таможни (U.S. Customs and Border Protection), ФБР, Министерства юстиции, Патентного и других ведомств. Помимо многочисленных офисов внутри страны, у ICE есть 60 офисов в 43 странах. Сотрудники зарубежных офисов ICE, по сути, являются своеобразными агентами, которые на местах отслеживают производство и реализацию контрафактной продукции. Затем инициируется уголовное или административное дело, и в плотном взаимодействии с местными правоохранительными органами контрафактный товар изымается, а нарушители – привлекаются к ответственности.
Целью таких акций являются, как правило, не реальные "посадки" нарушителей, а пиар, создание имиджа агрессивного защитника прав интеллектуальной собственности. Чтобы, как говорится, другим не повадно было.
Частный и публичный интерес
Следует отметить, что практика американских и европейских ведомств, защищающих интеллектуальную собственность за рубежом, касается в большей части нарушений интеллектуальных прав частных компаний. Так, в ходе зарубежных операций, инициированных американским ICE, преследуются производители и продавцы контрафактной фармацевтической продукции, одежды и обуви, парфюмерии, электроники и т.п.
Новую же отечественную службу предлагается создать для защиты "российской интеллектуальной собственности". Думается, что здесь нужно определиться в терминах: что такое "российская" интеллектуальная собственность? Относится она только к тем объектам, где правообладатель – государство? Или к тем, которые созданы за счет госбюджета? Можно ли к ней отнести, например, так называемые "советские бренды"?
Все эти вопросы требуют ответа, равно как и самый главный вопрос – для чего новая служба будет создана и какими полномочиями будет наделена. Надеюсь, в самое ближайшее время мы эти ответы получим.