МОСКВА, 18 апр - РАПСИ. Президент РФ Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета в понедельник высказался за принятие федерального закона о тестировании школьников на наркотики - до утверждения этого документа регионам предлагается дать право самим принимать решения о проверке учащихся. Некоторые эксперты считают тестирование нарушением прав несовершеннолетних, их оппоненты говорят: если школьники будут знать, что их могут проверить, они 100 раз подумают, прежде чем пробовать наркотики.

Кроме того, Медведев предложил закрывать развлекательные учреждения, где систематически употребляют наркотики, сайты, пропагандирующие зелье, и поручил правительству подумать над возможностью запрета свободной продажи кодеиносодержащих лекарственных препаратов, которые часто используются для приготовления наркотиков. Также глава государства не исключил, что работодателям разрешат выдвигать отказ от употребления наркотиков в качестве условия при приеме на работу.

"Придется пойти по этому пути"

Перед заседанием Госсовета, который прошел в Иркутске, президент приехал в местный центр профилактики и реабилитации наркозависимости, где высказался по вопросу о тестировании на наркотики студентов. "Согласен с этим предложением, особенно если это частное престижное учебное заведение", - сказал он, добавив, что такие заведения особенно берегут свой имидж.

Кроме того, по его мнению, тестирование не даст превратить потребление наркотиков в привычку.

Уже на заседании Госсовета президент отметил, что для введения обязательного тестирования школьников нужен соответствующий федеральный закон. "Я считаю, что, к сожалению, ситуация такова, что нам придется пойти по этому пути", - заявил он.

Медведев подчеркнул, что цель тестирования на наркотики - в оказании помощи родителям и самим несовершеннолетним, использующим наркотики или пробующим их, с точки зрения предотвращения негативных последствий.

При этом он признал, что его "в принципе устроит любой вариант осуществления этой деятельности". Главным результатом, по мнению президента, должно стать практически сплошное тестирование - такая ситуация, "когда не тестироваться становится неудобно, делается ли это обязательным образом - а здесь есть некоторые проблемы, или это делается добровольным порядком".

Со своей стороны директор ФСКН Виктор Иванов поддержал президента и заявил, что обязательная проверка нужна для "эффективного выявления проблемы на ранних сроках". "Мы бы предложили (проводить тестирование) в рамках диспансеризации. Помимо тестирования на опасные заболевания, тестировать и на наличие метаболитов наркотиков", - сформулировал Иванов позицию ведомства.

В докладе рабочей группы президиума Госсовета говорится, в частности, что по сравнению с 1996 годом количество только официально зарегистрированных в стране лиц, употребляющих наркотики, увеличилось в девять раз. На сегодняшний день речь идет более чем о 600 тысячах человек. Эксперты отмечают, что реальное число потребителей наркотиков в РФ может достигать 2,5 миллиона человек, в основном это молодежь.

Тестирование в регионах

До принятия федерального закона Медведев предложил дать регионам право самим принимать решения о проведении проверки школьников на наркотики и одобрил идею двухэтапного добровольного тестирования, которое предлагают Минобрнауки и Минздравсоцразвития.

Проект приказа о двухэтапном тестировании школьников на употребление наркотиков, начиная с 13 лет, уже подготовлен. Как сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, предполагается, что сначала будет проводиться добровольное социологическое тестирование, на основании которого будут выявляться группы риска. С этими группами, по мнению министра, "потом можно работать в части уже медикаментозного тестирования".

Приказ о двухэтапном тестировании школьников и студентов на употребление наркотиков, считает Голикова, - это "более менее корректный выход из ситуации".

Медведев со своей стороны отметил: "Я думаю, что нужно поступить следующим образом: вы продолжите работу над двухэтапным тестированием, но одновременно, я считаю, что мы должны все-таки простимулировать наши субъекты Федерации и дать им возможность осуществлять тестирование - в рамках закона, конечно, не ломая существующую на сегодняшний день систему".

Эксперты расходятся в оценках

Эксперты разошлись во мнениях о необходимости принятия закона о тестировании школьников: одни сочли это оправданным шагом, другие - не увидели в нем смысла, третьи - отметили опасность ущемления прав детей.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты (ОП) по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи Олег Зыков заявил РИА Новости, что "надо не жидкости исследовать, а надо с ребенком общаться". Зыков назвал это психологическим тестированием, которое позволит понять возникшие у школьника проблемы и пути их решения.

"Общение с ребенком требует подготовки, вот этим надо заниматься. В психологическом тестировании есть смысл", - добавил эксперт.

Руководитель межкомиссионной рабочей группы ОП по проблемам детства и молодежной политики Ольга Костина также отметила преимущества психологического тестирования. По ее словам, постоянное отслеживание психологического фона ребенка и коллектива, в котором он находится, позволяет вовремя отметить какие-то опасные склонности.

В то же время, Костина назвала обоснованным принятие закона о тестировании школьников на наркотики.

"В связи с той ситуацией, которая у нас сложилась в области борьбы с наркоманией, да и в целом в области наркологии, я думаю, что это оправданный шаг. Единственно что - конечно, он должен быть регламентирован очень четко, продуман, для того, чтобы это не превратилось в сведение счетов, не превратилось в такую охоту на ведьм и максимально не унижало достоинство участников этого проекта", - сказала она.

Известная правозащитника Людмила Алексеева отнеслась к этой инициативе с сомнением и выступила против принятия такого закона.

"Я против этого закона, потому что я не верю в то, что это будет строго добровольно... Как правило, такие кампании, несмотря на то, что объявляется о строго добровольном участии, делают это добровольное участие принудительным. Как говорится, создают условия, когда отказаться невозможно", - сказала Алексеева РИА Новости.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, напротив, принятие закона о тестировании школьников поддерживает.

"Это насущная необходимость, потому что родители и школа должны знать о том, что происходит с их ребенком. Родители даже не знают, а многие семьи себя обманывают, считая, что его ребенка это не касается. К сожалению, у нас каждый год все больше и больше детей втянутых в наркозависимость. Растет число детей, которые с младшего возраста начинают употреблять наркотики", - отметил он.

В свою очередь, известный борец с наркомафией на общественных началах президент уральского фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман уверен, что тестирование школьников станет "мощным профилактическим средством", а проверку на употребление наркотиков "не менее двух раз в год" надо вообще сделать обязательной для ряда профессий.

"Школьников надо обязательно тестировать, особенно девятые, десятые, одиннадцатые классы, - считает он. - Если мы считаем, что наркомания - это болезнь, то и бороться с нею надо как с болезнью: надо, во-первых, понимать, что она заразна, во-вторых, чем раньше она будет выявлена, чем более ранняя диагностика, тем больше шансов на излечение".

Кроме того, считает он, тестирование само по себе может быть "мощной профилактической, сдерживающей мерой". "Если школьники будут знать, что их проверят, то они 100 раз подумают, прежде чем что-то пробовать, - отметил общественник. - Практика это уже подтвердила там, где такие меры опробовались".

Кодеин по рецептам

Не обошли вниманием участники заседания президиума Госсовета и тему кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Вопрос об ограничении их продажи регулярно вызывает широкую общественную дискуссию.

Кодеин содержится во многих популярных обезболивающих препаратах и лекарствах от кашля, таких как пенталгин, седалгин и коделак. Наркоманы используют эти препараты для изготовления дезоморфина - наркотика, получившего в последнее время широкое распространение в России. По данным главного нарколога РФ Евгения Брюна, дезоморфин принимают 25% российских наркоманов. Брюн считает, что спрос наркозависимых людей на кодеиносодержащие препараты выгоден аптечным сетям.

Глава государства обратил внимание на эту проблему после выступления главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина и главы Якутии Егора Борисова, которые предложили убрать некоторые препараты из общедоступного списка лекарств и продавать их только по рецептам или вообще запретить.

Президент поручил правительству проработать вопрос о возможности введения рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов, не исключив при этом "радикальных шагов".

Он напомнил, что в большинстве стран препараты такого плана отпускаются по рецепту, хотя это происходит не везде.
"С учетом того, что у нас многие негативные процессы приобретают гипертрофированную форму, я думаю, что, может быть, нам придется пойти на какие-то более радикальные шаги", - сказал Медведев.

В то же время глава государства признал, что введение рецептурного отпуска для значительной части россиян может создать проблемы, и предложил переходить на новые правила поэтапно.

На прошлой неделе источник в правительстве РФ сообщил РИА Новости, что рецептурный отпуск кодеинсодержащих препаратов будет вводиться не ранее 1 ноября этого года.

Трудоустройство наркоманов

Также президент поддержал идею ужесточения трудового законодательства. С предложением закрепить тестирование на наркотики при приеме на работу выступил на Госсовете главный нарколог Минздравсоцразвития Брюн.

В настоящее время обязательное тестирование на состояние алкогольного и наркотического опьянения проводится лишь для некоторых профессий, связанных с опасными работами и транспортом.

"В отношении трудового договора, который заключается работодателем за границей и в котором требуется отказ от употребления наркотиков. Здесь я не вижу никаких проблем и с точки зрения нашего законодательства, во всяком случае, как мне представляется, в ряде случаев можно было бы подумать о том, чтоб работодатель мог выдвигать соответствующие требования при заключении трудового договора", - сказал Медведев.

"Нужно подумать о том, чтобы, может быть, поменять и трудовое законодательство", - добавил он.

Между тем, российские рекрутеры называют тестирование будущих работников на наркотики "мерой не первой необходимости": гораздо острее стоит вопрос о наличии у соискателя алкогольной, а не наркотической зависимости.

"Частной компании и сейчас Трудовой кодекс не мешает обязать всех соискателей проходить тест на наркотики. Там, где это реально имеет значение, давно практикуются проверки: на наркотики, на психологическое здоровье", - сказал РИА Новости президент портала Superjob.ru Алексей Захаров.

Глава компании HeadHunter Юрий Вировец согласился с мнением коллеги, что "тестирование потенциальных сотрудников - не самая актуальная задача для бизнеса", поскольку человека, систематически употребляющего тяжелые наркотики, видно невооруженным глазом.
Вировец добавил, что с употреблением сотрудниками легких наркотиков, как правило, у работодателей не возникает сложностей, так как на тех работах, где это действительно может создать опасность, тестирование и так проводится, дополнительных поправок в законодательство для этого не нужно. "Для работодателей значительно более актуальна проблема не наркомании, а алкоголизма. Она, к сожалению, тестированием кандидатов не решается", - посетовал эксперт.

В свою очередь Захаров считает, что стоит сделать такие тесты обязательными для некоторых профессий. "Во-первых, для специалистов, работающих с детьми и молодежью. То есть, обязательное тестирование, как всех сотрудников дошкольных учреждений, так и всех сотрудников любых учебных учреждений, включая вузы. Во-вторых, в обязательном порядке надо тестировать всех сотрудников силовых служб. И, наконец, желательно для профессий, связанных с безопасностью, ответственностью за жизни других людей", - сказал он.

Клубы-притоны и наркосайты

Еще более жесткие меры государство примет по отношению к развлекательным учреждениям, где систематически употребляют наркотики, и сайтам, их пропагандирующим.

"Если налицо ситуация, когда заведение, по сути, используется для употребления наркотиков, превращаясь в притон, - ставить вопрос об административной ответственности учредителей этого заведения, руководителей этого заведения, в каких-то ситуациях, может быть, об уголовной ответственности. Но самое главное, что, на мой взгляд, эффективнее - (ставить вопрос) о прекращении деятельности соответствующего учреждения можно и должно", - заявил Медведев и предложил подготовить соответствующий законопроект.

Говоря о возможности закрытия сайтов за пропаганду наркотиков, глава государства напомнил, что всегда выступал за свободу интернета.

Однако, отметил он, в этом случае такие меры необходимы, так как в противном случае "зараза будет разрастаться".

Медведев сообщил, что набрал в поисковой системе Яндекс слово дезоморфин.

"Первое, что выскакивает в поисковой строке - дезоморфин, способ изготовления. Что это означает? Больше всего ищут не просто, что такое дезоморфин, а как его использовать. Дальше - рецепт приготовления, дезоморфин - как приготовить", - сказал Медведев.

Он подчеркнул, что поиск того или иного контента не является преступлением. "Но содержание соответствующей информации в сайтах уже образует определенный состав преступления или правонарушения", - заявил президент.