При чартерных полетах перенос рейса на пару часов является едва ли не правилом хорошего тона. Однако из-за природных и социальных катаклизмов все чаще задерживаются и регулярные рейсы. При этом пассажиры, если и догадываются о своих правах, зачастую не представляют, что конкретно следует делать на практике. Разберем самые актуальные вопросы.

"Опять не выпускают самолет"

Первым делом запомните: существенной задержкой, при которой пассажиру предоставляются гарантии и компенсации, признается опоздание вылета более чем на два часа. Это сказано в пункте 99 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранспорта РФ от 28 июня 2007 года № 82. Как только вам стало известно, что рейс переносится хотя бы на 2 часа 5 минут, можете отправляться в представительство (к стойке) компании-авиаперевозчика, у которой приобретен билет, и требовать, чтобы вам обеспечили возможность бесплатно позвонить, в том числе, за границу (например, чтобы предупредить о задержке встречающих), либо предоставили бесплатный доступ в Интернет для отправки сообщения по электронной почте.

Продолжительность телефонного разговора и срок пребывания в Интернете Правила не оговаривают, упоминая лишь, что за все время задержки пассажиру полагаются два бесплатных звонка, либо отправка двух сообщений по e-mail. Также при опоздании рейса более чем на два часа можно сразу требовать прохладительные напитки.

Далее пассажирам полагаются, в соответствии с тем же пунктом 99 Федеральных авиационных правил:

- горячее питание при задержке вылета более чем на 4 часа и затем каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время;
- бесплатная перевозка до гостиницы и обратно в аэропорт;
- бесплатная камера для хранения багажа.

На практике представители авиакомпаний либо сами раздают пассажирам задержанного рейса напитки и бутерброды, либо выдают талоны на получение "пайка" в аэропортовых заведениях общепита. Что делать, если вам не досталось ни еды, ни талончика? Поспешите зафиксировать этот обидный факт – оформить на обычном листе бумаги акт о свидетельских показаниях с описанием ситуации, подписями и ФИО с паспортными данными двух-трех других пассажиров-ваших товарищей по несчастью. Также обязательно возьмите в администрации аэропорта справку, подтверждающую факт и продолжительность задержки рейса. После этого можете перекусывать в кафе за свой счет, аккуратно сохраняя чеки, чтобы впоследствии потребовать у авиакомпании компенсацию.

Так же следует поступать при проблемах с гостиницей и такси: сначала обращаемся в представительство авиаперевозчика, а, не добившись результата (в том числе, если не удается разыскать сотрудников авиакомпании, все закрыто и т.п.), оплачиваем все сами, сохраняя чеки и квитанции.

Обратите внимание: все перечисленные гарантии действуют независимо от причины задержки рейса - неисправность самолета, нелетная погода  и проч. В то же время некоторые авиакомпании используют хитрый ход: объявляют не о переносе рейса, а о его отмене. Мол, мы вам переоформим билет на следующий. Формально в Правилах о такой ситуации не упоминается. Однако, по мнению юристов из Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль", судебной практикой уже не раз признано: отмена рейса приравнивается к его бесконечной задержке. Соответственно, пассажир вправе рассчитывать на предусмотренные гарантии и компенсации.

Как сдать билет?

Другая типичная ситуация – возврат авиабилета, если пассажир передумал лететь из-за долгой задержки, нашел более выгодный рейс, либо поездка срывается (переносится) по другим причинам. Трудности обычно возникают, когда билет куплен по "невозвратному" тарифу – зачастую так бывает при продаже со значительными скидками. При этом авиакомпании на своих сайтах честно предупреждают: при отказе от полета вы потеряете большую часть уплаченной суммы. А что говорит закон?

Воздушный кодекс РФ (статья 108) устанавливает: если пассажир отказывается от перелета и уведомляет об этом авиакомпанию не позднее чем за 24 часа до вылета, то ему безоговорочно должна быть возвращена вся сумма, уплаченная за авиабилет. При возврате билета менее чем за 24 часа до вылета авиаперевозчик вправе удержать не более 25 процентов от суммы, уплаченной за перелет. Эти нормы императивные, и никакой самодеятельности, в том числе «невозвратных» тарифов, не допускается.

В то же время представительства иностранных авиакомпаний в ответ на требование вернуть деньги за билет нередко ссылаются на статью 1212 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что в правоотношениях с иностранным элементом нормы права страны места жительства потребителя не применяются к договору перевозки (пункт 3 статьи1212).Таким образом обосновывается правомерность применения "своих", зарубежных правил, позволяющих удержать основную часть стоимости авиаперевозки.

Российские специалисты по защите прав потребителей отвечают ссылкой на статью 63 Воздушного кодекса (ВК) РФ: "Иностранные авиационные предприятия вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством РФ и международными договорами РФ". Исходя из этого, делается вывод: если иностранная авиакомпания продает билет российскому пассажиру и авиаперевозка начинается на территории нашей страны, то действуют те самые императивные правила статьи108 ВК РФ о возврате билетов.

Если потерян багаж

Не можете отыскать собственные вещи? Постарайтесь успокоиться: все-таки по статистике 9 из 10 чемоданов находится и прибывает следующими рейсами. Кстати, в таких случаях вы имеете полное право требовать, чтобы опоздавший багаж доставили бесплатно прямо к двери вашей квартиры, либо в другое указанное место. Так гласит пункт 154 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82.

Если в течение 21 дня багаж не найден, он считается утерянным, и пассажир вправе получить компенсацию. При внутренних рейсах размер компенсации определяется Воздушным кодексом РФ и составляет не более 600 рублей за 1 кг веса багажа (статья 119 ВК РФ). При международных рейсах применяется Варшавская конвенция. Полное ее название – Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 года.

Согласно этому документу, 1 кг веса утерянного багажа компенсируется в размере 250 франков. В статье 22 (пункт 4) Конвенции поясняется, что имеется в виду "французский франк, состоящий из 65,5 миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных". Проще говоря, размер компенсации будет рассчитываться по международному курсу золота на день выплаты.

Сроки предъявления претензий – 6 месяцев при внутренних рейсах и 18 месяцев – при международных.

 

Анна Добрюха