Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ
Госдума 22 мая приняла в первом чтении скандальный законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающий ужесточение наказания за нарушение правил организации и проведения митингов и демонстраций.
Три из четырех парламентских фракций – КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" - голосовали против, но это никакой роли не сыграло. Фракция "Единая Россия", представители которой и разработали законопроект, составляет парламентское большинство. В результате, ее члены обеспечили 236 голосов "за", при том, что для его одобрения необходимо было 226.
Устраивать демарш с уходом из зала заседаний в знак протеста против принятия такого закона, как они это обещали сделать на прошлой неделе, представители КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" не стали. Их пыл, очевидно, умерило обещание разработчиков законопроекта пойти на компромисс, и в несколько раз снизить предусмотренные законопроектом санкции за нарушение порядка проведения митингов. Изначально "единоросы" предлагали наказывать за такие проступки поистине фантастическими штрафами: до миллиона рублей – для граждан, и до 1,5 млн – для должностных лиц, а также предлагали ввести новый вид административного наказания – "обязательные работы".
Обещание на этот счет инициаторы законопроекта сдержали. Хоть документ формально был принят в первоначальной редакции – с запредельными размерами штрафов, но чуть ранее на обсуждение Госдумы было вынесено и принято специальное постановление. Оно предусматривает, что ко второму чтению законопроект должен был серьезно доработан: верхняя планка новых штрафов будет снижена, как обещают "единоросы" - в 2-3 раза; и, кроме того, введены ограничения при наказании "обязательными работами" (применительно к больным людям, беременным и т.д.).
Однако попутно на сайте Госдумы появилось дополнение к постановлению, которым предлагается еще доработать законопроект, и ввести целый ряд новых поправок в КоАП и другие законы, принятие которых делает спор о размерах штрафов не самым актуальным.
Эти предложения, в случае их одобрения, если буквально понимать приведенные в постановлении формулировки, по сути, будут означать:
- во-первых, полный запрет на проведение любых акций, которые могут просто не понравиться представителям властей, вне зависимости от того, согласованы они или нет;
- во-вторых, возможность разгона любого скопления людей (численностью более одного), вне зависимости от того, в силу каких причин они оказались на том или ином уличном пространстве, и возможность привлечения их за это к административной ответственности;
- в-третьих, фактический запрет на любые "подозрительные", с точки зрения власти, разговоры в публичных местах.
Так, среди прочего, при доработке законопроекта ко второму чтению, согласно поправкам к постановлению, в него следует внести норму, предусматривающую "установление административной ответственности за организацию имеющего признаки публичного мероприятия массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, повлекшего нарушение общественного порядка, санитарных правил, правил поведения в общественных местах, функционирования объектов жизнеобеспечения и связи, причинение вреда зеленым насаждениям, создавшее помехи движению пешеходов или транспорта, доступу граждан к объектам инфраструктуры либо повлекшего причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
Согласно статье 7 закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" единственным публичным мероприятием, которое можно проводить без подачи уведомления, является "пикетирование, проводимое одним участником". Таким образом, следуя логике, признаки несанкционированного публичного мероприятия при желании можно углядеть в "одновременном пребывании" в общественном месте всего двух граждан, не говоря уже о четырех, пяти или даже 20.
Фантазировать тут, ставя себя на место стражей порядка и просто сторонников власти, можно сколько угодно.
"Признаки публичного мероприятия" могут иметь и гуляющие по бульварам и улицам влюбленные парочки или компании друзей, особенно, если у них окажутся белые ленточки или еще какая другая атрибутика. А если по тротуару идут рядом два, а тем более 3-4 человека, естественно, другим прохожим приходиться их обходить, что, естественно, можно расценить как "помехи движению пешеходов". Если кто-то из таких граждан вдруг неосторожно сплюнет на землю – тут получится уже "нарушение санитарных правил". И не дай бог, если такие граждане пусть даже в пол-голоса, но доступно чужим ушам, будут обсуждать между собой какие-нибудь насущные политические вопросы, или просто выражать недовольство какими-нибудь чиновниками, полицией или еще кем. "Признаки публичного мероприятия" налицо.
Ну, и совсем страшно представить, как можно расценить, следуя такой логике, приход даже одного "подозрительного" человека (хоть с белой ленточкой, хоть в красном галстуке, хоть с белым надувным шариком в руке), например, на рынок в выходной день. Одно неосторожное слово (по поводу все растущих цен, например), брошенное в толпе покупателей, при умелом подходе может сделать из такого человека вполне полноценного организатора "одновременного пребывания граждан в общественном месте, имеющего признаки публичного мероприятия".
То, что сам человек себя таковым считать или признавать не будет, если указанные в постановлении поправки будут приняты, значения также иметь не будет. Авторы законопроекта предлагают ввести норму, предусматривающую "возможность признания по судебному решению лица, фактически руководившего действиями участников публичного мероприятия, организатором такого публичного мероприятия".
Очевидно, что формулировку о "фактическом руководстве действиями участников публичного мероприятия" можно будет трактовать не менее вольно, чем "признаки публичного мероприятия". Например, таковым, несомненно, можно будет признать совет пойти "спросить парламента, мэра и т.д.", какие часто недовольные граждане в очередях дают на возмущенные вопросы по поводу перекрытия улиц, плохого состояния дорог, поликлиник, детских садов или еще каких бытовых проблем.
Впрочем, столь явных доказательств "фактического руководства" 2пребыванием граждан в общественных местах" для наложения соответствующего наказания, скорее всего, и не понадобится. Как показывает практика, для установления вины участников несогласованных (а также и согласованных) акций вполне хватает показаний и рапортов только одних самих полицейских.
Подобным образом авторы поправок в КоАП и "митинговое2 законодательство предлагают регламентировать проведение и разрешенных публичных мероприятий. Так, по их мнению, участникам акций следует запретить использовать не только оружие и скрывающие лицо маски, но и алкогольную продукцию и пиво, и, вообще, находится в месте их проведения в состоянии опьянения. Ну, а если организаторы митинга или демонстрации не исполнят свои обязанности, то тогда должна быть предусмотрена "возможность досрочного прекращения публичного мероприятия".
Попросту, на деле "закрыть" не понравившуюся даже разрешенную акцию можно будет "отловив" среди участников или даже собравшихся вокруг зевак любого мало-мальски подвыпившего гражданина. Факт его "опьянения" установить тем более не сложно, если использовать действующую сейчас автомобильную классификацию – когда трезвым водитель признается лишь при "нулевом" содержании алкоголя в крови. Тут достаточно будет проверить первого попавшегося под руку человека с бутылкой кваса в руке (как минимум, сотые доли промилле обеспечены).
Какими бы странными и дикими с точки зрения здравого смысла все эти предложения ни могли показаться, но они являют собой вполне серьезный документ под названием "Поправка к проекту Постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении (Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству)", который можно прочитать на сайте Госдумы. Более того, они, без сомнения, имеют все шансы на воплощение в реальные законные акты, поскольку предлагаются представителями "Единой России". При принятии законопроекта в первом чтении 22 мая они наглядно продемонстрировали силу своего парламентского большинства.
К тому же, понятна и логика таких предложений. Совершенно очевидно, сторонники власти, таким образом, решили отреагировать на последние акции оппозиции – непрекращающиеся коллективные "гуляния" и "сидения" в разных местах формально вроде как без оглашения политических лозунгов и демонстрации транспарантов.
Без сомнения, если предложенные поправки в КоАП и другие законы действительно будут приняты, "гуляния" оппозиции будут пресекаться в полном соответствии с законом. А строптивцы будут жестоко наказаны – и штрафами по новым "тарифам", и обязательными работами.
Правда, тогда и всем остальным придется играть по новым правилам – во избежание неприятностей, больше одного на улицах не собираться, и очень хорошо думать, прежде чем что-то сказать при посторонних другому человеку, будь то муж, жена, приятель, коллега по работе или собутыльник. Нарушением закона может считаться все – по усмотрению полиции.