Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ Виктор Иванов выступил с инициативой кардинальной переработки российского законодательства. Соответствующие предложения, фактически - полноценную программу, он изложил на состоявшихся 29 мая парламентских слушаниях по теме противодействия незаконному распространению наркотиков.
Хотя Виктор Иванов заявил о необходимости совершенствования именно антинаркотического законодательства, предложенные им меры затрагивают самые разные сферы политической и экономической жизни страны и, в какой-то мере, и международного сообщества – от введения новых ограничений оборота товаров до пересмотра отношений с НАТО и странами-участницами Единого экономического пространства.
Революционная ситуация
Глава ФСКН предложил депутатам в предстоящие пять лет провести "интенсивную работу по созданию антинаркотического законодательства нового поколения", объяснив такую необходимость несовершенством и отсталостью действующего. Направляющий в этой сфере закон 2О наркотических средствах и психотропных веществах", как отметил Виктор Иванов, был принят еще в 1998 году, то есть, почти 15 лет назад. Но с тех пор, по его мнению, в понимании проблемы и государственной антинаркотической политике произошли не то, что изменения, а настоящая революция. В связи с этим глава ФСКН обозначил семь основных направлений по законодательному обеспечению противодействия наркотикам.
Часть из них новостью не являются, и последнее время уже активно обсуждались экспертами. Это подготовленный законопроект о ведении уголовной ответственности за систематическое употребление наркотиков (сейчас за это предусмотрена лишь административная ответственность) и альтернативы такому наказанию в виде обязательного лечения и реабилитации виновного. Еще одно известное направление, предложенное Виктором Ивановым – организация профилактики распространения наркомании.
Многие из других законодательных инициатив главы ФСКН также уже озвучивались, но не в столь многообещающем формате, по отдельности. В виде же фактически цельной программы они представляют, по сути, предложение серьезной реформы в самых разных отраслях и сферах.
Так, глава ФСКН предложил ввести в систему не только российского, но и международного права понятие "антинаркотической безопасности", которая должна стать "адекватным ответом" "планетарному явлению афганского наркопроизводства". Также он считает необходимым на новом уровне, в виде специального федерального закона, закрепить "статус, роль и функции" своей службы.
Попутно Виктор Иванов сообщил о целесообразности наделения ФСКН "полномочиями по введению временного запрета реализации веществ", которые лишь "потенциально могут оказаться наркотическими". Это предложение он объяснил стремительным распространением так называемых "дизайнерских наркотиков" - спайсов, которые "зарубежными наркокорпорациями целенаправленно изобретаются и вбрасываются в РФ". Современные технологии позволяют быстро синтезировать такие вещества - одинаковые по наркотическому воздействию, но отличающие по химической формуле. Поскольку процесс внесения тех или иных наркотиков в списки запрещенных веществ занимает довольно много времени, как объяснил глава ФСКН, получается, что наркоторговцы определенное время могут безнаказанно заниматься своим преступным промыслом.
Новые пограничные правила
Еще более существенные в политическом и экономическом плане меры Виктор Иванов предложил принять для борьбы с контрабандой наркотиков, в первую очередь, героином из Афганистана.
Для этого, по его мнению, необходимо пересмотреть административно-правовой режим, регламентирующий правила въезда-выезда из страны и пересечения границы. В частности, речь идет о запрете для граждан ряда стран бывшего СССР путешествовать по внутренним паспортам, и усилении иммиграционного контроля.
Кроме того, поскольку 70% наркотиков из Афганистана, по данным ФСКН, поступает в Россию в грузах с сельскохозяйственной продукцией, глава ведомства предложил принять меры по упорядочению ввоза таких грузов из стран Средней Азии - в целях противодействия не только контрабанде наркотиков, но "и в интересах отечественного производителя". При этом глава ФСКН особо отметил, что граница между РФ и Казахстаном теоретически вроде как и существует, но на деле никакого фактического контроля при ее пересечении не существует.
В этой связи Виктор Иванов заявил о необходимости "кардинальной реформы института государственной границы".
Еще одно важнейшее направление, по мнению главы ФСКН, - ликвидация наркопроизводства собственно в Афганистане. Для решения этой задачи, как заявил Виктор Иванов, необходимо "начинать активно задействовать Совет безопасности ООН, построить новую систему взаимоотношений с НАТО".
Реализовать все эти инициативы Иванов предложил не с помощью внесения поправок в действующие законы, а более глубокой их переработкой в виде кодификации, то есть создания специального "антинаркотического кодекса".
Смена вектора?
Очевидно, что в комплексе все эти меры можно рассматривать как серьезную корректировку внутреннего и, в большей степени, внешнего политического и экономического курса государства. Так, очевидно, что предложения по ужесточению пограничного и иммиграционного режимов, и регламентация импорта сельхозпродукции из стран Средней Азии будет означать принципиальное изменение позиции России относительно участия и в Таможенном союзе, и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Виктор Иванов хоть и отметил, что предложенные им меры должны реализовываться в рамках этих структур.
Но противоречие неизбежно: базовыми принципами ЕЭП являются свобода торговли, перемещения людей и капиталов на всей его территории. То есть, восстановление полного или даже частичного контроля (как для людей, так и для товаров) на внутренних границах, например, между РФ и Казахстаном, будет означать отказ от участия в ЕЭП.