Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Революция в сфере корпоративных отношений, которую российский бизнес с тревогой ждал в связи с разработкой новой редакции Гражданского кодекса (ГК) РФ, откладывается. Это следует из новой редакции соответствующего законопроекта. После долгого обсуждения, депутаты решили убрать из него нормы, предполагавшие введение новых организационных форм для юридических лиц. Таким образом, пока в этой сфере все останется по-прежнему.

Совет Госдумы назначил на 11 декабря дальнейшее рассмотрение первого пакета поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ, которые были приняты в первом чтении в апреле этого года. Изначально они были изложены в одном масштабном законопроекте, который предлагал фактически новую редакцию кодекса. Однако на прошлой неделе депутаты решили разделить первоначальный законопроект на несколько отдельных, чтобы сдвинуть принятие поправок с места на котором они "застряли" из-за непрекращающихся дискуссий (дискуссии эти, правда, носили по преимуществу непубличный характер).

Текст первого из таких "малых" законопроектов, подготовленного к окончательному принятию во втором и третьем чтениях, на днях был размещен на сайте Госдумы. В нем объединены поправки в первые 4 главы ГК (всего в нем 77 глав) – "Гражданское законодательство", "Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав", "Граждане (физические лица)" и "Юридические лица".

Формально он по-прежнему считается составной частью первоначального "большого" законопроекта о правке всего ГК, и даже номер у него остался прежний – 47538-6, лишь с цифрой "1" через дробь. Однако, хоть форма и осталась прежней, его содержание принципиально изменилось.

В процессе "дробления" первоначального документа парламентарии попутно провели новую "доработку", в результате чего из него исчезли самые главные тезисы и положения, закладывавшиеся в законопроект разработчиками, ради которых все, собственно, и было задумано. Как следует из текста нового законопроекта, например, парламентарии отказались от большинства изначально предлагавшихся норм, посвященных созданию новой системы корпоративных отношений.

В первоначальном варианте законопроекта, который был принят весной Думой в первом чтении, глава "Юридические лица" была, за небольшими исключениями, полностью переписана по сравнению с действующей редакцией.

Сейчас все юрлица классифицируются только по одному признаку – в зависимости от целей своей деятельности они делятся на коммерческие и некоммерческие (НКО). При этом предусмотрено большое разнообразие видов и тех, и других. К примеру, только НКО могут иметь около 40 организационно-правовых форм.

Авторы поправок в ГК предлагали навести порядок в этой сфере: в разы сократить число видов юрлиц, и вести новые критерии их классификации, разделив на публичные и непубличные, и корпоративные и унитарные.

Но в доработанном депутатами очередном варианте главы "Юридические лица" ГК ничего этого уже нет. В нее будет внесено лишь одно изменение, предлагающее описание понятия "крестьянское (фермерское) хозяйство". Но в этом никакой новеллы нет, поскольку на этот счет давно существует отдельный специализированный закон.

Первая и вторая главы новой редакции ГК подверглись не столь кардинальной правке, и основной текст законопроекта остался почти неизменным по сравнению с "авторским". В частности, по-прежнему среди основополагающих принципов гражданских отношений предполагается закрепить принцип добросовестности.

При этом, однако, депутаты отказались от решения самого принципиального в этой части вопроса – ведения обязательного нотариального удостоверения сделок, связанных с изменением подлежащих госрегистрации прав, - либо всех, либо их некоторых категорий.

В конечном варианте депутаты решили опять же оставить все, как есть сейчас: заверяться у нотариуса сделки будут лишь в том случае, если об этом договорятся заключающие их стороны. Впрочем, в перспективе эта система может быть так или иначе изменена, поскольку, согласно новой версии ГК, обязательное нотариальное удостоверение может быть установлено и другими законами.

Самые же масштабные по объему правки в новую редакцию ГК депутаты ввели в главу "Граждане (физические лица)" по вопросам опекунства и попечительства. Изначально законопроект их почти не затрагивал, но еще весной на парламентских слушаниях с соответствующими предложениями выступил думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Теперь их учли практически в полном объеме.

Таким образом, в итоге от первоначального варианта поправок в ГК, который расценивался как "новая экономическая Конституция", осталось не так уж и много. В той части, что предложена уже на утверждение, самые принципиальные положения были "отложены в сторону", а вместо них ГК предложили пополнить правками социальной направленности, причем, по преимуществу, технического характера.

Если такой подход к рассмотрению новой редакции ГК сохранится и далее, то и другие законопроекты, выделенные из первоначального законопроекта, скорее всего, претерпят похожие правки. Соответственно, очевидно, из него будут исключены все прочие принципиальные нововведения – и в части регулирования прав собственности и других вещных прав, договорного и обязательственного, финансового прав, защиты интеллектуальной собственности и т.д.