По истечении трех с половиной лет с момента запрета игорной деятельности вне специально созданных игорных зон проблема борьбы с незаконным игорным бизнесом требует введения новых законодательных инструментов.
Несмотря на то, что сотрудниками органов внутренних дел, следствия и прокуратуры проводится постоянная работа по пресечению деятельности данных заведений, во многих регионах России действуют незаконные залы игровых автоматов и подпольных казино.
Иван Соловьев, руководитель аппарата комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, д.ю.н., заслуженный юрист России
Последние законодательные новеллы в сфере государственного регулирования игорной деятельности не решили радикальным образом вопросы профилактики и пресечения правонарушений в данной области, а коррупциогенные факторы лишь усугубляют ситуацию.
С июля 2009 года правоохранительными органами выявлено и пресечена деятельность 40630 незаконных игорных заведений, осуществлявших азартные игры под видом лотерейных клубов, а также 457 подпольных казино. Изъято более 620 тысяч единиц игорного оборудования.
Сегодня для противодействия незаконному игорному бизнесу необходимы дополнительные коллективные усилия власти и общества, выявление перезревших проблем и определение конкретных предложений по их решению.
Игорные зоны не работают
Изначально в соответствии с законом №244 были созданы четыре игорные зоны: "Сибирская монета" в Алтайском крае, "Приморье" в Приморском крае, "Янтарная" в Калининградской области и "Азов-Сити" в Краснодарском крае (на сегодня ликвидирована, вместо нее создана игорная зона "Золотые пески").
Фактически игорные зоны не действуют по различным организационным и финансовым проблемам, что создает предпосылки для развития теневого сектора в игровом бизнесе. Достаточно сказать, что на развитие игорной зоны "Янтарная" было направлено 505 тысяч рублей, на "Сибирскую монету" – 439 тысяч рублей, на "Золотые пески" - 1,4 миллиона рублей, а на "Приморье" бюджетных средств и вовсе направлено не было.
При этом негласными лидерами по теневому игорному бизнесу остаются крупные города и промышленные центры. Только в Москве, по экспертным оценкам, в разный период действовало от 100 до 500 подпольных игровых точек.
Реализация закона №244, несмотря на внесенные в него изменения и дополнения, а также практика применения УК РФ и КоАП РФ в данной области, не позволили существенно повысить эффективность государственного регулирования игорного бизнеса в стране и борьбы с его теневым проявлением.
Требуются новые прозрачные и эффективные правовые нормы как в области привлечения к уголовной и административной ответственности, так и в иных отраслях права: информационного, налогового, гражданского и т.д.
Штрафов никто не боится
Несмотря на установление прямой уголовной ответственности, правоприменителям сегодня приходится решать проблему доказывания факта извлечения дохода в крупном и особо крупном размерах от незаконной организации и проведения азартных игр.
Всего по статье 171.2 УК РФ возбуждено 73 уголовных дела; выявлены 14 лиц, совершивших указанные преступления; в суд направлено 11 уголовных дел; пресечена деятельность 32 подпольных казино; изъято 62 тысячи единиц игрового оборудования, 171 игровой стол; наложены штрафы на сумму более 92 миллионов рублей.
Приведенные относительно скромные показатели свидетельствуют о том, что на практике процедура доказывания незаконной игорной деятельности является крайне сложной. Так как она изначально является незаконной, осуществляется без образования юридического лица.
При этом финансовая, кассовая и иная документация организаторами азартных игр обычно не ведется, а нужный размер дохода извлекается организаторами в результате накопления выручки, полученной за определенный период времени, одномоментно в кассе не хранится, как только приближается к размеру крупного ущерба по статье 171.2 (1,5 миллиона рублей), инкассируется или просто увозится.
Сегодня штрафные санкции и опасность привлечения к уголовной ответственности не перевешивают желание и возможности получения крупной прибыли от ведения незаконной игорной деятельности. Так, ежемесячный доход игрового зала находится в пределах от 3 до 25 миллионов рублей (в зависимости от местоположения), в то время как стоимость одной игровой консоли находится в пределах 2-5 тысяч рублей, а налагаемые штрафы в размере 30-50 тысяч рублей не останавливают подпольных крупье. Таким образом, прямая выгода от данной деятельности налицо.
По аналогии с притоном
В связи с этим, целесообразно внести в статью 171.2 УК РФ изменения: либо о снижении материального признака данного преступления "извлечение дохода в крупном размере, особо крупном размере"; либо о введении уголовной ответственности за организацию и проведение азартных игр вне зависимости от получаемой за эту деятельность прибыли (превратить состав из материального в формальный).
Также можно предложить подумать над установлением уголовной ответственности за организацию и содержание незаконных игорных заведений по аналогии со статьей 232 УК РФ "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ" и введением административной ответственности за участие в незаконных азартных играх, за рекламу заведений (вывесок), в которых осуществляется организация и проведение незаконных азартных игр.
Часто незаконный игорный бизнес маскируется под проведение разрешенных законом мгновенных и иных лотерей. Очевидно, что сегодня в нашей стране существуют два различных вида бизнеса: игорный и лотерейный. Хотя в их основе лежат сделки, заключенные на основе пари с заранее не определяемым результатом.
Для некоторых участников рынка, например букмекерских контор и тотализаторов сегодня действуют достаточно жесткие условия вхождения в рынок – 1 миллиард рублей собственных средств и 500 миллионов рублей безотзывной банковской гарантии. По мнению многих экспертов, такие организации вполне способны обезопасить рынок от недобросовестных конкурентов.
Фискальный аспект: мимо кассы
Следует отметить, что налоговые органы испытывают трудности при противодействии незаконной игорной деятельности в связи с запретом, предусмотренным ФЗ № 294-ФЗ, на проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ранее истечения трехгодичного срока со дня их создания. Большинство хозяйствующих субъектов, осуществляющих незаконную деятельность в сфере игорного бизнеса, активно используют указанную норму закона, регистрируя новые юридические лица. Помимо этого, отсутствие у организаторов азартных игр статуса налоговых агентов создает благоприятные условия для уклонения физических лиц от уплаты налогов с выигрышей, выплачиваемых организаторами азартных игр.
В заключение отметим, что сегодня необходим четкий механизм государственного контроля за возможностью осуществления соответствующей деятельности посредством сети Интернет.
Ввиду высокой социальной опасности распространения азартных игр среди несовершеннолетних в сети возможно дополнить закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" положением о запрете действий, побуждающих детей к участию в азартных играх в Интернете.
Помимо этого, ввиду непрозрачности существующей практики проведения лотерей и с целью защиты прав потребителей, заслуживает широкого экспертного обсуждения и поддержки инициатива Правительства РФ о запрете с 2014 года всех частных лотерей.