Кто-то уже побывал в турпоездке на майских праздниках, кто-то сейчас планирует отпускное путешествие на лето. Как отстоять свои права, если вы недовольны услугами турфирмы, и что важно знать на будущее тем, кто покупает турпутевку? Об этом - в очередном выпуске нашей рубрики.
Звездность отеля судам не указ
Москвичка Алена купила путевку в трехзвездочный отель в Арабских Эмиратах. На сайте турагенства ее порадовала красивая картинка с пляжем в двух шагах от гостиницы. "По прилете оказалось, что у нас одна ванная на два смежных номера, отель стоит возле шоссе, до пляжа нужно ехать на автобусе, а вдоль берега натыканы плакаты с надписями "Купаться запрещено", - пишет шокированная туристка на одном из форумов в Интернете.
Увы, такие неприятные сюрпризы - не редкость. Судя по откликам недовольных клиентов турфирм, чаще всего случаются подвохи с уровнем отелей, а также расположением и состоянием пляжей. Как в таких случаях отстаивать свои права?
Опытные адвокаты, специализирующиеся на защите прав туристов, первым делом развенчивают миф: предъявлять претензии, ссылаясь на звездность отеля, бесполезно. "Дело в том, что "звездочки" присваиваются гостиницам не каким-то единым официальным органом, а общественными организациями", - поясняет эксперт по защите прав потребителей, адвокат Дмитрий Лесняк. - Причем, таких организаций может быть несколько даже в одной стране, всвязи с чем стандарты звездности могут различаться не только в разных государствах, но и в одном и том же". Так что российские суды обещанную звездность отеля доказательством не признают, констатируют юристы.
Но это, конечно же, не делает туриста беззащитным перед проделками недобросовестных турагентов. "Вы можете смело ссылаться на буклеты турфирмы и даже демонстрировать картинки на сайте агентства, где сфотографирован "ваш" отель на берегу пляжа с купающимися людьми", - советует адвокат Лесняк и заверяет: суды принимают такие доводы, вынося решения в пользу туриста.
Пляжи в штате Гоа в Индии // goa.su
Даешь доступный пляж!
Что касается общей ванной на несколько номеров, то о таком "нестандартном" подходе к размещению удобств вас обязательно должны предупреждать при заключении договора (то есть при покупке турпутевки), подчеркивают эксперты. Если подобное условие специально не оговаривалось, турист вправе рассчитывать на удобства "в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями" (пункт 2 статьи 4 закона "О защите прав потребителей"). Это значит - отдельная ванная в собственном номере.
По части "засад" с пляжами судебная практика тоже зачастую складывается в пользу туристов, обнадеживают практикующие адвокаты. "Как-то ко мне обратилась семья, которой турфирма выдала буклет с фотографией отеля, выходящего на пляж", - вспоминает адвокат Лесняк, - На деле оказалось, что пляж хоть и рядом, но попасть на него можно только обходным путем, проехав полчаса на автобусе». Это явно ухудшало условия отдыха по сравнению с тем, на что рассчитывали люди, покупая путевку. Суд согласился и вынес решение о выплате истцам компенсации.
Вообще, в подобных случаях - когда вы недовольны отелем и пляжем, явно не соответствующим обещанным условиям - юристы советуют заявлять именно требование о соразмерном уменьшении цены оказанной услуги. Здесь уместна ссылка на статью 29 закона "О защите прав потребителей". При расчетах можно отталкиваться от того, сколько стоит один день полноценного отдыха, исходя из цены турпутевки. Оговоримся, что специальных правил определения «соразмерности» для таких ситуаций законодательство не предусматривает.
Кстати, за невозможность купаться на общественном пляже тоже в ответе турфирма, напоминают адвокаты. Ведь при оплате тура вам наверняка гарантировали пляжный отдых и демонстрировали те же популярные картинки с купающимися в море людьми.
Если в итоге пришлось дополнительно платить за допуск на платный частный пляж и перевозку до него, сохраняйте все квитки и по возвращении выставляйте счет турагентству. Разумеется, для подтверждения ваших требований нужно запечатлеть запрещающие плавать плакаты на "общественном берегу".
Болезнь в отпуске: за что заплатит страховщик?
Отравления, солнечные удары и прочие подобные напасти - еще одна частая проблема для отпускников. Чтобы не "пролететь" с компенсациями по медицинской страховке, имейте в виду следующие важные моменты:
1. Не звоните в страховую компанию с мобильного телефона. Это уместно делать только в крайних случаях, когда нет возможности сделать звонок со стационарного телефона. Как правило, у страховых компаний не удается "выбить" компенсацию за расходы на сотовую связь в международном роуминге. В страховых полисах обычно бывает указан местный номер в стране пребывания, по которому можно вызвать доктора, бесплатно позвонив из номера или с ресепшена отеля.
2. Если вам или спутнику стало плохо, не спешите самостоятельно приглашать врача, обслуживающего отель. Вызывайте доктора, работающего в рамках страхования, по номеру телефона, указанному в страховом полисе. Иначе визит "отельного" врача вам придется оплачивать за свой счет, и в компенсации страховщик откажет. Исключение - ситуация, когда тяжелое состояние больного не позволяет долго ждать, а страховая компания не гарантирует быстрого приезда своего доктора. Эти обстоятельства нужно зафиксировать, например, записав на диктофон переговоры, с помощью свидетелей и т.п.
3. Если врач, приглашенный по страховке, выписал вам лекарства, и вы покупали их за свой счет, то имеете право получить компенсацию таких расходов. Для этого нужно предъявить страховщику список назначений с подписью и личным штампом доктора, а также платежные документы из аптеки.
Обратите внимание: необходимо, чтобы в чеках были указаны конкретные названия препаратов, выписанных врачом. Если кассовый аппарат такие "тонкости" не указывает, попросите ответственного фармработника перечислить проданные вам лекарства на обычном листке бумаги и заверить штампом аптеки.
Анна Добрюха