Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
Между Россией и США снова обостряется заочное соперничество. На этот раз предметом конкуренции выступает вопрос реформирования иммиграционной политики.
Изменение статуса нелегальных мигрантов эксперты оценивают как важнейшую инициативу второго срока президента США Барака Обамы. О планах президента России Владимира Путина столь единодушной формулировки в экспертной среде нет. Однако череда его проектов и поручений, должных облегчить получение виз и гражданства для ряда категорий лиц, въезжающих в нашу страну, выглядит как доминантная стратегия на ближайшие годы.
Масштаб задач, которые должна решить эта реформа, в обеих странах перекрывает очевидные риски. В первую очередь, легализация части уже проживающих в стране мигрантов, увеличение доли русских и англоязычных этносов, соответственно для РФ и США, среди приезжих, а также упрощение процедуры переселения в Россию репрессируемых сограждан из других стран должно снять социальное напряжение.
Судя по текстам проектов, можно верить, что новые поселенцы вернут к жизни депрессивные районы страны. Наконец, увеличение численности населения за счет лояльных переселенцев является признаком усиления мощи и роли государства в международных масштабах.
Такая картина предполагаемого ближайшего будущего России и США складывается на основании чтения текстов официальных документов, интерпретируемых с помощью инструментов экономико-географической теории.
Однако не секрет, сколь далеки научные теории от практики жизни в современном мире, и особенно – в России.
Надо полагать, поэтому все больше экспертов опасается худшего сценария, при котором лакуны в новых законах могут привести к полному хаосу в регламентации миграционных потоков. По самым радикальным прогнозам нынешние инициативы президентов России и США могут фактически ликвидировать институт гражданства в этих странах как правовую категорию, имеющую хоть какое-то практическое значение.
В США, законопроект предполагает возможность получения гражданства примерно 11 миллионам нелегальных мигрантов, которые уже проживают в стране. Однако для этого им нужно будет выполнить ряд условий, включая тринадцатилетнее ожидание перед началом процедуры принятия в гражданство. Эксперты опасаются, что новый закон приведет к резкому увеличению доли латиноамериканцев среди граждан США.
Но для России вряд ли националистская риторика в данном случае заслуживает серьезного внимания. Тем не менее, определенные сомнения в светлом будущем миграционного проекта все же существуют. И основаны они, в первую очередь, на информационном загрязнении процесса выработки единой стратегии. На сегодняшний день, в России одновременно действует около десятка законов и программ, разными путями и методами, влияющими на приток поселенцев в нашу страну. И еще пять близнецов находятся в стадии рассмотрения.
Повторение пройденного
ФЗ "О гражданстве РФ" устанавливает упрощенный порядок лишь для широкого круга категорий лиц, которые даже могут и не являться соотечественниками. В 1999 году был принят ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", который впервые описал контуры этих обязательств России, ввел определение понятия "соотечественник за рубежом".
В 2010 году вышла новая редакция закона о соотечественниках. В ней было уточнено само понятие соотечественник, коими были признаны "лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ".
Главным смыслом этого определения представляется попытка отсечь от числа потенциальных соотечественников представителей титульных наций соответствующих государств.
Однако все эти и другие профильные законы и документы состоят из нарочито абстрактных формулировок. По сути, это есть не что иное как заявление о добрых намерениях без всяких конкретных обязательств. Резюмировать этот процесс мог бы технический документ, расписывающий схему процедуры.
Подходящим кандидатом на эту роль пока выглядит указ, подписанный президентом Путиным 30 апреля этого года. Он обязал правительство в срок до 15 сентября 2013 года разработать и внести в Госдуму законопроект, который значительно упростит процедуру принятия в гражданство России соотечественников. Речь идет о носителях русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ и СССР.
Выбор в качестве критерия отбора места проживания родственников убирает с дороги возвращенцев главный камень преткновения. Ведь до сих пор оставалось непонятно как реализовать это право на практике, когда в российском законодательстве нет перечня "народов, исторически проживающих на территории РФ". А также нет никаких юридически прописанных процедур удостоверения национальной принадлежности ни российских, ни иностранных граждан, претендующих на российское гражданство.
Инициатива эта была бы совсем прекрасна, если б она была нова. Однако редакция закона о соотечественниках образца 2010 года уже задекларировала право оных на прием в российское гражданство в упрощенном порядке. Сегодня же, пока готовится новый законопроект, в Госдуме без движения лежат четыре его аналога. И это не считая отклоненного в феврале 2012 года законопроекта, внесенного в Думу депутатом Константином Затулиным, который вполне себе подходит под определение данного президентом задания.
Самую большую известность получил законопроект о предоставлении гражданства советским соотечественникам, внесенный в Госдуму членами Совета Федерации Ильясом Умахановым, Владимиром Джабаровым и Вячеславом Фетисовым. В официальном отзыве правового управления комитета Думы по конституционному законодательству отмечалось, что, согласно этому проекту, "для получения права упрощенного приема в гражданство… требуется лишь, например, предъявление паспорта гражданина бывшего СССР самого лица или одного из его родственников по прямой восходящей линии". Таким образом, нынешний президентский указ, по сути, лишь закрывает лакуну в законопроекте сенаторов, которые забыли уточнить, что родственники соискателей гражданства должны были проживать именно в РСФСР, а не в любой части Советского Союза.
Кроме того, не следует забывать о трех других проектах: члена Совета Федерации Михаила Капуры, липецкого областного совета депутатов, депутата Госдумы Романа Худякова.
Дальнейшая судьба всех этих законопроектов на сегодняшний день неизвестна. Решения по ним, как и профильные отзывы опубликованы не были.
Сложно оценить адекватность такого торопливого дублирования проектов, особенно если учесть тот факт, что в 2011 году в Россию по программе переселилось соотечественников больше, чем за все предыдущие годы. Тенденция сохранилась и в прошлом году. Другими словами, никаких признаков сбоев в работе процесса переселения соотечественников, которые требовали скорейшей корректировки, не просматривается. В то же время, повторяющиеся элементы в проектах могут привести к путанице в использовании их на практике и во взаимных отсылках между различными инструкциями.
Этнические и террористические угрозы
Кроме того, у ряда экспертов остаются опасения, что лакунами в новой законе как и путаницей в его отношениях с действующими документами и программами могут воспользоваться террористы и прочие криминальные элементы. Тем более, что внимание спецслужб в ближайшие годы частично будет отвлечено на другое нововведение президента России – введение безвизового режима при въезде в страну для спортсменов, их тренеров, руководителей команд и членов иностранных официальных делегаций, а также судей в связи с международными спортивными соревнованиями.
Эта новость вызвала неоднозначные оценки в связи с недавним терактом в Бостоне. В его организации обвиняются братья Царнаевы, один из которых претендовал на место в сборной США по боксу.
Однако президент уже подчеркнул, что особое внимание необходимо будет уделять проверке приезжающих на благонадежность.
То же касается и новой миграционной госпрограммы. Она содержит перечень оснований, по которым соотечественнику могут отказать в выдаче российского гражданства и даже аннулировать статус участника, если он уже приехал. В первую очередь, это касается тех, кто связан с террористической деятельностью, имеет судимость за тяжкие преступления, был ранее депортирован из России, предоставил о себе недостоверные сведения и т.д.
Однако болезнь спешки, находящая свое выражение в дублировании проектов, проявилась и здесь. В настоящее время еще один законопроект об упрощении визового режима для спортсменов подготовило министерство культуры. В случае его принятия жители "неопасных" стран смогут беспрепятственно въезжать в страну не более чем на десять дней для участия в спортивных, культурных или деловых мероприятиях. Критерии определения опасности страны ведомство не уточняет.
Итак, попробуем резюмировать вектор последних изменений в российской миграционной стратегии.
Год назад президент Путин поручил правительству совершенствовать миграционную политику и обеспечить разработку и реализацию программ по соцадаптации мигрантов. Одновременно, до ноября 2012 года региональным властям совместно с кабинетом министров было поручено ввести обязательный экзамен по русскому языку, истории и праву для мигрантов, за исключением высококвалифицированных рабочих. Однако проверять на знание языка мигрантов начали лишь в декабре, да и то, пока только тех, кто работает в сфере ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания.
18 сентября прошлого года Александр Журавский, занимавший тогда пост директора Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития, рассказал о новой редакции госпрограммы, подготовленной совместно с ФМС и другими министерствами и ведомствами, которая должна была снять ряд административных барьеров. В ней уточняется круг членов семьи участника госпрограммы, включающий теперь бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, усыновленных детей, что позволяет переезжать большими семьями.
При этом никаких преференций для русских в госпрограмме нет. Александр Журавский объяснял это тем, что Россия – страна многонациональная. "Российская Федерация… не поддалась соблазну строительства моноэтнического государства, избрав путь федеративного развития, сохранения культурного многообразия и закрепив в Конституции равенство прав граждан вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности", - сказал Журавский.
В этой связи многие пользователи Рунета и даже некоторые эксперты выразили опасения, что новым законом воспользуются жители среднеазиатских республик, чтобы легализоваться в России.
Эти опасения, даже в случае реалистичности сценария, выглядят довольно абсурдно, поскольку гастарбайтеры давно уже могут получить российское гражданство гораздо более простым путем. А именно – воспользовавшись рядом международных соглашений.
Среди них, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.
Также РФ подписало особое Соглашение с Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства. В соответствии с этим Соглашением с 1997 года гражданство РФ приобрели более 300 тысяч граждан Киргизии, из которых, по официальным данным, 60% составляют киргизы, 20% – узбеки и 20% – русские.
Кроме того, стоит отметить Договор между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. По словам экспертов, этот документ и вовсе позволяет таджикам получать российское гражданство, не отказываясь от таджикского.
Так что усугубить ситуацию с мигрантами новые законопроекты вряд ли способны.
Отличие США от России
Другой вопрос, что на "прямой линии" в списке предпочтительных качеств, которыми должны обладать новые переселенцы, президент упомянул в первую очередь репродуктивный возраст, а хорошее образование – в конце. Как показывает даже сейчас официальная статистика, высшее и неоконченное высшее образование имеют лишь около 40% соотечественников-переселенцев, рабочие специальности и среднее специальное образование - также около 40%, полное среднее образование - около 18%.
Поэтому вряд ли разумно будет сейчас профильным службам и патриотически настроенной общественности уделять чересчур много внимания проверке этнических корней новых переселенцев, когда реальной угрозой с их стороны может оказаться маргинализация общества путем резкого снижения его среднего интеллектуального и культурного уровня.
В этом, наверное, и заключается главное отличие американского проекта от российского. В случае принятия новый закон расширит возможности принимать в США именно квалифицированных иммигрантов, прежде всего ученых. Кроме того, власти обещают, что послабления в отношении мигрантов будут сбалансированы усилением контроля на границе с Мексикой, откуда происходит не менее половины нелегальных жителей США. Никаких специальных или компенсирующих мер в отношении усиления внимания за азиатской частью границы России, насколько известно, в ближайшем будущем не предусматривается.